Хагакурэ («Сокрытое в листве») по-русски I

Хагакурэ I

Не устаю восхищаться русским языком! Воистину — Сокровищница Знаний и Кладезь Мудрости, оставленные нам Светлыми Богами!

И великим позорищем нынешних русов является то, что, даже спотыкаясь об эти драгоценности, мы, в лучшем случае, от них отворачиваемся, а в худшем — сплёвываем на них во злобе и с носка отфутболиваем с «дороги».

Безусловно, в силу своей многомерности, русский язык сложен для анализа. Банальная научная линейность здесь работает плохо или не работает совсем. Любое древнее слово, понятие, пословица, поговорка или присказка имеет очень много слоёв и, просто так, в лоб, не берётся. Здесь, на мой взгляд, нет и не может быть однозначных суждений. Каждый способен найти именно своё Знание. Однако, для этого надо немножко потрудиться!

Цикл статей «Хагакурэ по-русски» задумывался как способ поделиться теми гранями найденных сокровищ, на которые посчастливилось наткнуться мне. И, может быть, спровоцировать (поворошить) думающего читателя на свои поиски и находки в этой сказочной стране под названием Русский Язык.
Итак, в путь!

1) «Доброго здоровья!»

Наличие в этой здравице определения «доброго» намекает на то, что есть смысл и в «злом» здоровье? Тогда, что такое «злое» здоровье? И бывает ли оно?
А) Допустим, «злое» здоровье в природе встречается. Тогда, какое оно? Думается мне, что это здоровье, которого с лихвой хватает для плохих, неправедных дел и поступков. С точки зрения Закона Равновесия, здоровье, потраченное на дело, сотворённое не по Прави, будет компенсировано. То есть, как ни удивительно, – отобрано. Так или иначе. Рано или поздно. Тут бы не забыть и о процентах по кредиту: чем позже этот бумеранг вернётся, тем больнее ударит. Посему, делаем вывод, что лучше бы «злым» здоровьем и не обладать – иначе потеряешь и «доброе». Отсюда становится более явным и смысл здравицы: «Да прибавится у тебя здоровья для добрых дел, родной!»
Б) Теперь, допустим, что «злого» здоровья не бывает, в принципе. Тогда на что направлена здравица? Рассуждаем. Если «злого» здоровья не существует, значит, имеем только «доброе», правильное. Здравица – это пожелание, как бы, дополнительного, бонусного здоровья. По принципу: «Много здоровья не бывает, его или мало, или в самый раз». Тогда зачем прибавка «доброго»? Ведь можно ограничиться приветствиями, типа, «Здравия!» или «Здравствуйте!». Но если покатать внутри вышеуказанные слова и нашу рассматриваемую здравицу, то разница ощущается огромной. Так вот, на мой взгляд, секрет прячется в самом слове «добро» — то, что приходит, если человек согласован с Богом, если его деяния своевременны с Правью. В этом случае здравица начинает играть разными гранями. Тут вам и пожелание «подобреть» здоровьем (то есть увеличить количество добра-здоровья). Тут вам и намёк на житие в согласии с Правью, со Светлыми Богами. А это, как Вы понимаете, уже выход на понимание поговорки о здоровом духе в здоровом теле. Ведь мои Дух, Душа и Тель связаны неразрывно и являют собой то, что я ощущаю, как «Я»! Если Дух и Душа будут тянуть меня в Правь, то и Тель неизбежно будет соответствовать «правильному», то есть живому и здоровому состоянию.

Таким образом, если соединить, на первый взгляд, взаимоисключающие пункты А) и Б), то мы с Вами всё равно выходим на пожелание здоровья ради добра. Так сказать, «добрей здоровьем, дабы творить добро!»

2) «Любишь кататься — люби и саночки возить!»

Очень вкусная поговорка! Обратите внимание на точность формулировки: «люби»!
Как понимается эта поговорка современным человеком? Мол, если хочешь-и-любишь кататься — придётся и саночки возить. Ан, нет! Ты должен полюбить возить санки в горку! Почему?! Ведь это бред какой-то — любить неприятное, строго говоря, дело. Разбираемся.

Любое явление всегда равновесно. В нём есть как хорошие (для меня, как участника или наблюдателя) стороны, так и не очень. Если понятие «любить» рассматривать крайне упрощённо, то получается, примерно, следующее. Любить, значит принимать с радостью и добром то, что ко мне приходит (входит в моё «МА»). Это значит впускать этого человека, или это явление, целиком, не деля его на хорошее и плохое (то есть, не прилаживая к себе хорошее и не выкидывая плохое). Если я начинаю делить, это вряд ли можно назвать любовью, ибо любовь — это сложение и умножение, а не деление и вычитание. Безусловно, то, что я говорю о любви — очень условно и притянуто. Но так мне проще понять те ощущения и переживания, которые удаётся взять на татами при особенно удачном айкидошном движении. Ведь, когда вы принимаете Вашего партнёра по кейко целиком — со всеми его углами и тараканами — это и есть то «Пространство Любви», о котором говорит дедушка Ватанабе. Именно там и случаются чудеса истинного айкидо!

Тоже самое происходит и в жизни. Если Вы не можете впустить в своё пространство некое дело целиком, то рано или поздно произойдёт излом. Одной составляющей Вы радуетесь, а другую терпите. Проходит время, и то, чему когда-то искренне радовались, станет привычным и обыденным. А вот к тому, что режет, приладиться не удастся — режет же, больно! И когда объём силы, выделенный под «терпилу» кончится — произойдёт крайне болезненный и разрушительный взрыв. И придётся отказаться от «кататься», потому как терпеть «возить» уже нет сил. Гадость ещё и в том, что после взрыва общий эмоциональный фон – негативный. Даже не нейтральный! Диво дивное: начинали заниматься тем, что нравится («любишь кататься»), а закончили, вымазавшись в ненависти («да пошло оно всё лесом!»). А негатив – это сжимающееся сознание, это анти-айки.

Посему, учимся любить! В том числе, и саночки возить! И здесь, опять-таки, без мисоги не обойтись. Как всегда. Ведь для того, чтобы впустить что-либо или кого-либо, необходимо иметь — куда впускать. Если нет пространства, его не прикупишь. Его надо творить. А творить добро и свет в этом Мире можно, увы, лишь из зла и тьмы. Важно: из собственного зла и собственной тьмы! Посему, надо расчехлять «какашечную» лопату и идти чистить своё сознание и свою душу от кривизны и грязи.

3) «Скотская жизнь»

Частенько я использую выражения типа «скотская жизнь» или «скотские условия» в том смысле, что крайне плохие. Однако, есть повод призадуматься. И вот почему.
Как должен жить нормальный скот в нормальном крестьянском хозяйстве? Сытно, тепло и безопасно. Так почему же в русском языке и в нашем сознании «скотские» явно читаются как плохие? И это при том, что выживание и благосостояние огромного и древнего народа на протяжении многих тысячелетий зависело от скота! От его жизни. От скотской жизни.

Сложно спорить с желанием, как отдельного человека, так и общества в целом, хорошо кушать, да и вообще – жить сытно. Однако, рискну. Состояние сытости не является здоровым, во-первых. Состояние сытости не способствует движению и развитию, во-вторых. И я имею в виду не только, и не столько, сытость телесную. Всплывает фраза, приписываемая, по-моему, Майку Тайсону в его звёздную пору (которую впоследствии он сам и подтвердил): «Чемпион должен быть голодным!» Здоровое чувство голода толкает и стимулирует. А состояние сытости — первый показатель остановки, застоя и болота. Для меня неким айкидошным девизом стало высказывание Тамуры сихана: «Если вам нравится ваше айки, то вы — мёртвый айкидока!»

И если сытость телесная рано или поздно закончится, то сытость духовная имеет поганое качество не заканчиваться никогда. И тогда человек из «вечного ученика» превращается в «вечного умника». Наблюдайте за собой, ворошите себя, удерживайте своё сознание в тонусном состоянии духовного голода. Это и есть та разность потенциалов («натяжение тетивы»), что толкает нас в неведомое. Это страшно и небезопасно, но только так и только там можно обрести Знание.

А чтобы немного поворошить тебя, уважаемый читатель, состояния «тепло» и «безопасно» расписывать не буду в надежде, что появится-таки здоровый зуд, и эти понятия ты распишешь для себя сам.

В заключение коснусь темы глобализации.
Давайте посмотрим вокруг. Что происходит с современным миром, с современной цивилизацией, современной культурой? Крах духовности, и крайне успешное насаждение вируса (ментального, сознательного червя) потребления. По сути — скотского мировоззрения. Хорошее, тёплое стойло. Сытная и вкусная кормёжка. Тучные пастбища с красивыми видами, сочными травами и гуманными пастухами, пастырями и поводырями. Куча различных органов безопасности, решающих за Вас — где, как и когда Вам безопаснее всего и жить, и быть. И всё хорошо… На первый взгляд. Причём, настолько хорошо, что большинству, бывавших «там», хочется либо «там» же и остаться, либо жить «здесь» как «там».

Размазывать тему не хочу, тем более, что есть даже тематическая рассуждалка: «Битва за символы». Если кому интересно — милости просим.

На посошок.
Голод, холод, непокой! И, Бога ради, не желайте скотской жизни, какой бы сладкой она ни казалась!


Кучерук Игорь /февраль 2014 года/

You May Also Like