ЛЮБИТЬ и-или БИТЬ

Пересматривая как-то видеозапись с айки-работой дедушки Ватанабе, в очередной раз задумался о непостижимости и сказочности этого действа даже для продвинутого айкидоки.

В тему вспомнился и ряд высказываний дедушки. Например:

«Я рисую в воздухе только геометрические фигуры. Как если бы Мастер каллиграфии стал выводить в воздухе гигантские буквы. Тогда появляется трение между холодным и теплым воздухом. Если один партнер принимает другого, пробуждается КИ и Любовь. Если при этом нет Любви, отбросить партнера не удастся. Любовь — это безвоздушное пространство. Если вы с партнером окажетесь в вакууме, образуется КИ. «Бросать» партнера нужно не намеренно. Но это настолько нестандартный феномен, что не каждый способен понять, касаясь обычной жизни.»

Пробили меня слова Ватанабе сихана о необходимости ПРИНЯТЬ своего партнера и СОЗДАТЬ «безвоздушное» ПРОСТРАНСТВО ЛЮБВИ, в котором и возможна эта сказка.

Теперь от сказки к реалу, так сказать, да ещё и в контексте поднятой темы.

По моему наблюдению этого самого реала, айкидошное общество разделилось на три сильно неравные категории.

Первая пытается взять раннее айкидо Уэсибы (эпохи айкибудзюцу и айкибудо), начисто вычёркивая всё, что создано и сказано поздним О-Сэнсэем. Это адепты жёсткого, реального айкидо. Что-то на стыке айки-дзюцу и айкидо. Добротная техника, мощная, силовая работа, честная ударка. Основатели подобных направлений не боятся обходить прямой запрет О-Сэнсэя на соревнования и спарринги (т.е. на борьбу и соперничество). Однако я ни разу не слышал ни единого упоминания, что кто-то из них практикует, например, котодама, говорит, например, о Боге и Любви, делает, например, вещи, сопоставимые с работой Уэсибы, Сиодо, Ватанабе. Это, безусловно, выбор, причём, вполне понятный: зачем ждать пока заработают (и заработают ли?) тонкие вещи, когда можно бить толстыми?!

Вторая категория айкидок уже не хочет падать на бетон, выносить друг дружке рёбра и зубы, отжиматься по семьсот раз и делать по тысяче субури каждый божий день. Но ковырять себя по заветам Основателя тоже как-то «не прёть». Выбор: движение к некой середине, выражающееся в практике айкидо, лишённого как Любви, так и Сюгё (здесь, в контексте тренинга на грани самоотречения). Чистый кихон-ваза.

(Позволю высказать собственное и весьма субъективное мнение. Хотя бы затем, что такой подход в мире современного айкидо явно преобладает. Лично мне подобная позиция не кажется срединной и равновесной. По опыту общения с приверженцами этого айкидо, всё время ощущался некий внутренний конфликт. С одной стороны ими признаётся айкидо как будо, но на просьбы показать что-нибудь айкидошное на боксёре, там, или дзюдоисте, люди сразу прятались за запрет Уэсибы спарринговать и за его же фразы о том, что айкидо — это, прежде всего, искусство мира и гармонии. С другой стороны, на вопрос о том, как они понимают и, главное, как они используют очищение/мисоги [Айкидо — это мисоги], в худшем случае, невнятное блеяние, в лучшем — фраза о том, что когда, мол, у меня будет лычка сихана, вот тогда и придёт время для мисоги. Вобщем неубедительно. По крайней мере, у меня эта позиция не отзывается совсем, хотя, справедливости ради, готов отметить, что под этими стягами я бился многие и многие годы.)

Третья категория братьев-айкидок пытается брать то айки, которое давал именно поздний О-Сэнсэй.

Во-первых, ныне живущие Мастера, у которых можно учиться АЙКИДО по прямой передаче, все, как один, обучались у позднего Уэсибы.

Во-вторых, вызревшее айкидо наиболее полно и гармонично соответствует тем принципам айки, которые декларируются везде и всюду (и зачастую, как штамп): гармония, лад, согласие, мир, любовь, духовное очищение и т.д.

В-третьих, именно здесь и прячется Душа Айки, которая и позволяет делать сказочные и непостижимые вещи (к сожалению, считаемые многими банальным цирком). Лично мне очень нравится именно этот подход.

Безусловно, есть понимание, что движение по этому пути простым не назовёшь, ибо здесь приходится биться с самым страшным, неуступчивым, хитрым и злопамятным врагом — с самим собой. Но это благодарная битва!

Перечитал вышеизложенное и осознал, что с темы съехал. Возвращаюсь к проблеме «Любить-Бить».

Дедушка Ватанабе как-то говорил о том, что многие айкидоки, глядя на айкидо высокого уровня, не видят и не понимают главного. И это главное заключается в очень простой вещи: на момент первого контакта всё уже случилось. Дальше нет конфликта, там есть только чистое движение.

Однако всё это возможно лишь в том случае, если уке чувствует и слышит тори (помните про «безвоздушное» пространство чистой Любви?).

Перевожу на нормальный язык.

Истинное айкидо в исполнении Ватанабе сихана (на мой взгляд) возможно лишь в том случае, если ему делают укеми айкидоки соответствующе высочайшего уровня. Айкидоки, могущие, так сказать, дышать этим «безвоздухом» (на чайнике, типа меня, очень многие тонкие вещи не сработают, ибо я их просто не услышу). Это раз.

Истинное айкидо возможно увидеть лишь тому, кто хотя бы краешком зацепил то самое ПРОСТРАНСТВО ЛЮБВИ, в котором и живут АЙКИ и ДВИЖЕНИЕ, в котором есть ЖИЗНЬ. Это два.

Люди, смотрящие на это действо, воспринимают его из других состояний сознания (например, из пространства борьбы), в которых нет любви. Поэтому, всё, что происходит в «безвоздухе», для них непостижимо. Это три.

Любая попытка накинуть творение дедушки Ватанабе на реальную ситуацию боя бессмысленна изначально. В ПРОСТРАНСТВЕ ЛЮБВИ нет борьбы и противостояния, а значит, ТАМ не получится драться, ТАМ не нужны техники боя. Это четыре.

Если рассуждать гипотетически, то, думаю, возможна истинная и беспощадная атака и в ПРОСТРАНСТВЕ ЛЮБВИ. Однако, носителем подобного нападения может быть только сущность, противоположная по стихиальности ЛЮБВИ. Это может сделать лишь носитель концентрированной ненависти и зла. И если Любовь есть ипостась Бога, то зло и ненависть – это уже к сатане. Посему, я бы очень не хотел даже в страшном сне хотеть и мочь атаковать дедушку. Это пять.

Теперь несколько практических советов для разделяющих наш взгляд на поднятую тему.

Для того, чтобы начать чувствовать своего партнёра, нужен ряд составляющих:

А) Этап, условно названный, «БИТЬ».

1) Искренняя и честная атака:

  • я готовлю свою атаку:
  • на начальном этапе прокатываю пространственную составляющую своей атаки (куда и как надо двигаться и бить);
  • на продвинутом этапе всё больше подключаю и временную составляющую (когда атаковать);
  • я намереваюсь довести атаку до её завершения и верю в то, что это получится;
  • под атакой никогда не понимается одиночное движение (даже в кихон-ваза!); атака — это поток, могущий нести как одиночную шлюпку с единственным стрелком, так и целую эскадру.

2) Ответная реакция тори на мои ляпы (типа «не услышал», «не почувствовал» и «проигнорировал») проявляется в виде честных и опять-таки искренних ударов и контролей. Цель тори — не сделать больно, так как это будет не «битиё», а «избиение»; цель тори — помочь уке увидеть, почувствовать, понять и устранить ляпы. Сначала, естественно, на техническом уровне. Здесь мы осуществляем плавный переход к пункту 3.

3) Согласование всех действий как уке (см. п.1), так и тори (см. п.2), с предельными возможностями партнёра здесь-и-сейчас. Иначе будошная искренность (ярость) переплавится в ненависть, и айки будет убито.

Постепенно соратники по татами перестают танцевать (в худшем смысле этого слова) и тупить. Ибо это сложно делать, если моё тело постоянно мне подсказывает, что платой за любую ошибку будет боль.

Б) Этап, условно названный, «ЛЮБИТЬ».

  1. Мисоги, то бишь вычищение из собственного сознания желания бороться и побеждать других. Крайне сложная и неприятная процедура, так как состояние борьбы встроено в каждого из нас очень глубоко и очень разветвлённо. Много составляющих, начиная с вполне оправданного стремления сделать технику, не взирая ни на что, и заканчивая чисто телесными рефлекторными напряжениями противоборствующего характера.
  2. Переход к созданию и использованию ПРОСТРАНСТВ И СРЕД. Сначала внутри себя. Понятно, что ПРОСТРАНСТВО АЙКИ создаётся на основе свободного пространства в сознании. Свободное пространство само не появится НИКОГДА. Чистим место — получаем чистое место, которое можно опять загадить (благо всегда найдётся чем), а можно на его основе ТВОРИТЬ ПРОСТРАНСТВО, СРЕДУ. В идеале — радостную и светлую.
  3. Когда появляется навык и определённый опыт в творении подобных пространств внутри, можно переходить к накидыванию (расширению) их вовне, например, на партнёра.

Вот с этого уровня айкидока может уже танцевать (в лучшем смысле этого слова), ибо истинное движение очищает и дарит радость!

Закончу тем же, чем и начал (имеется в виду вопрос, вынесенный в заголовок):

«Айкидо = Любить + Бить» или

«Айкидо = Любить — Бить» или

«Айкидо = Бить — Любить» ?

Вы-то как думаете?


Кучерук Игорь /ноябрь 2012 года/

You May Also Like

+ There are no comments

Add yours