СЮГЁ

Сюгё — очень сложное для перевода на русский язык японское понятие. Буквально – никогда непрекращающаяся, непрерывная тренировка, занятие. Мастера, обучавшиеся у Морихея Уэсибы до и сразу после Второй мировой войны, часто использовали этот термин, наполняя его аскетизмом и самоотречением на пути изучения айкидо. Но следует учитывать тот факт, что все они были утидэси О-Сэнсэя, то есть жили при его додзё и имели возможность брать знания айки, как сейчас принято говорить, – методом погружения. Потрясающе эффективный способ!

В современном мире такая практика обучения практически не используется, а посему и принцип сюгё изменяет наполнение. По крайней мере, для нас. Вот именно своим видением этого очень глубокого принципа изучения айкидо мы и хотим поделиться с Вами.

Начнём с главного вопроса, который стоит задать себе каждому айкидоке: «Зачем я занимаюсь айкидо?» Или: «Чем является айкидо для меня?» Понимаем, что используем достаточно затёртые и весьма выспаренные фразы, но это действительно так: айкидо для нас – инструмент самопознания и самосовершенствования. Чтобы стать белым и пушистым, нужно сначала увидеть – где я грязный и склизский. Затем взять тряпку и щетку и вычистить себя в этом месте. Вот, собственно, и весь технологический процесс. Сложность в том, что увидеть-то свою кривизну непросто, а уж исправить её многажды труднее. Но это уже – другая тема…

Таким образом, айкидо для нас – это и зеркало, и тряпка со щеткой. Причём, работа на татами – это именно созерцание себя, кривого и вонючего, а чистка – это житиё-бытиё вне додзё, в реальном мире. Попытайтесь начерно прикинуть – какой процент времени Вы проводите в додзё, а какой – вне его. При трёхразовых полуторачасовых тренировках в неделю, на татами Вы работаете меньше трёх процентов своего времени. И если это всё, что отведено Вами для изучения айкидо, то прогресс – соответствующий. Не удивительно, что айкидоки – известные козлы отпущения на различных будо-форумах. Что же делать?

Для нас ответ однозначный – работать с собой ВСЕГДА и ВЕЗДЕ (в идеале, конечно)! И именно айкидо (как инструмент) способно помочь на этом пути, ибо принципы айки – всеобщи и глобальны. Если, например, Вам во время кейко удалось понять, что эффективность Вашей техники напрямую зависит от равновесия Вашего тела, а оно, в свою очередь, определяется гармоничным внутренним состоянием, то это знание можно и нужно использовать в жизни. Где? Да где угодно! Водите ли Вы автомобиль по суетливой и нервной Москве, ведёте ли переговоры в рамках своего бизнеса, или общаетесь с тёщей – айкидо работает и здесь. Добейтесь лада внутри и Вы его получите снаружи!

Мир, в котором мы с Вами живём, плотный и жёсткий, с одной стороны, и удивительно справедливый, с другой. Если во время атаки я несвоевременно открылся, то должен получить в ухо. Вполне справедливо, согласитесь. Конечно, можно обидеться (больно же!). А можно научиться, испытывая благодарность к человеку, показавшему мне дырку в обороне. Сначала нашими учителями являются партнёры по татами, затем – коллеги по работе, потом шпана из подворотни… В идеале, можно (и нужно!) выйти на уровень обучения, описанный очень древней фразой: «Живи так, чтобы враги стали учителями». Именно на этом этапе Вы вынуждены пересматривать своё отношение к врагам, к людям пытающимся сделать Вам больно, именно на этом этапе Вы рождаетесь как айкидока.

И это – тоже сюгё!


Кучерук Игорь /август 2011 г./