Кудзуси

Айкидо  – это ирими и атэми.

(Уэсиба  Морихей)

Айкидо  – это умение правильно ходить и дышать.

(услышано  от Бенедетти Стефана, сихана)


Начнём  от Адама.

КудзусиПримем  за аксиому «школы слабого»: ЗАПРЕЩАЕТСЯ выполнять какое-либо воздействие на атакующего партнёра, если он находится в состоянии равновесия! Теперь переведём эту предпосылку в плоскость кихон-ваза: Обязательным условием успешного выполнения техники айкидо является предварительный вывод уке из равновесия (кудзуси)!

Справедливости  ради стоит заметить, что, кроме телесного, существуют и другие уровни кудзуси – эмоциональный и ментальный, например. Ведь помимо телесной составляющей меня (моего тела или Тели), я явно ощущаю наличие ещё, как минимум, двух – чувственной и рассудочной. И каждую из них можно лишить равновесия. А это – тоже кудзуси. К великому сожалению, на данный момент практически утрачены знания о кобении, как о русском искусстве мощнейшего воздействия на чувства врага. Об умениях атаковать рассудок вообще промолчим. Хотя бы потому, что это ну уж очень далеко от пространства нашего исследования – кихон-ваза (или базовые техники и приёмы).

Чтобы понять – что же такое лишение  равновесия, начинать нужно с понятия  равновесия как такового. Равновесие – это состояние Вашего тела, позволяющее использовать максимальный потенциал здесь-и-сейчас. Равный вес (не масса!) правого и левого, верха и низа, Ян и Инь и т.д. Обязательным условием равновесия является наличие сильной линии (вертикали, оси). Чтобы обладать этой осью, надо научиться сначала правильно стоять, а затем и правильно ходить (см. эпиграф).

Упрощая, можно сказать, что кудзуси –  это лишение уке оси. Усложняя, нужно уточнить, что ось (или  вертикаль) совсем не однозначно совпадает с геометрической вертикалью. Этот факт очень хорошо поясняется, например, работой мастера школы пьяного (китайские внутренние стили), кто знаком с ней. Однако, для правильного понимания кихон-ваза, вполне достаточно подружить для начала ось с геометрической вертикалью.

Освоение  кудзуси на разных уровнях обучения заметно отличается. Нас пока интересуют уровни ка-тай (твёрдое, сильное тело) и дзю-тай (мягкое, гибкое тело):

Ка-тай. В момент первого контакта уке и тори неподвижны и сильны. Проблема кудзуси полностью лежит на плечах тори. Его задача сводится к поиску и использованию сильных линий у себя и слабых у уке, причём – с минимально возможным использованием собственной силы.

Дзю-тай. Здесь тори к уже освоенному на предыдущем уровне умению добавляет тонкости динамики и связанной с ней телесной гибкости. Уке на-падает (падает-на тори). Падение – это отсутствие равновесия. Причём этот разбаланс уке создал себе сам. Задача тори – им воспользоваться.

Однако мало вывести уке из равновесия, надо ещё сохранить это состояние у него до конечной точки движения (которой в кихоне является либо удержание: осаэ-ваза, либо бросок: нагэ-ваза).

Вот мы и вышли на инструментарий, используемый для лишения партнёра равновесия. Пойдём поступательно:

А) Ирими. Искусство  входов в открытые пространства, либо создания этих пространств самому (естественно, с последующим их использованием). Огромная, ёмкая и сложная для освоения тема (см. эпиграф). Причём, вполне достойная не только отдельной главы, но и целой книги.

— Создание пустоты там-и-тогда, где-и-когда это нужно тори (хорошее русское слово, отлично поясняющее эту форму ирими — «НА-СТУПАНИЕ» или «НА-СТУПЛЕНИЕ»). Это категория управления движением в условиях, например, группового боя. В чистом виде этот вид ирими в кихоне используется нечасто, посему разбирать детально его не будем.

— Вход в открытое пространство, в пустоту, в Инь. Это пространство уже есть, и его создал уке своим атакующим движением – ведь там, где есть плотность (атака), там неизбежно будет и равная доля пустоты. Т.о. тори необходимо оказаться в нужное время в нужном месте (идеально: в центре этой пустоты). Если это удалось, то уке попадает в очень сложные условия, ибо он становится уязвимым. Далее его выбор прост:

  • умереть (будо) или быть битым (кейко);
  • отказаться от продолжения атаки и выйти из схватки (будо) или уйти на страховку (кейко);
  • пожертвовать вертикалью (а значит, функционалом), стечь с плотности выполняющего ирими тори и сохранить как движение, так и намерение атаковать.

Именно  третий вариант развития событий является показателем того, что, во-первых, кудзуси выполнено, во-вторых, с использованием ирими, в третьих, в рамках обучающего кихона.

Б) Атэми-ваза. Это искусство нанесения ударов. Ещё одна книга. Увы, никем не написанная (вру, конечно; скажем так – увы, мной не прочитанная).

В айкидо, в отличие от большинства будо, удары несут достаточно специфическую нагрузку: управленческую. При правильном исполнении приёмов в айкидо, атэми наносит тори (если уке удалось нанести удар, значит тори где-то ошибся). Задача тори – в ключевые моменты не дать уке восстановить вертикаль и отобрать инициативу. В данном разрезе: именно ударом. НО! Тори не должен убить Движение уке, он должен захватить управление им. Поэтому (в кихоне!) удары наносятся с целью вызвать ответную реакцию уке. Реакцию, необходимую тори. Если, например, требуется, чтобы уке согнулся, нужен удар в пах; для того, чтобы он разогнулся, атэми надо направлять уже в глаза.

Атэми – удары в открытые зоны (пространства). Что такое открытое пространство в переложении на искусство нанесения ударов в айкидо? Это участки тела, не закрытые сознанием. Проще говоря – это места, про которые Вы забыли, причём настолько, что даже мысли не возникает, что туда возможна атака. Когда это происходит? Когда вся Ваша оперативка (свободное сознание) потрачена либо на защиту другой зоны, либо на собственную атаку. Для тори второй вариант предпочтительнее. Годзо Сиода описывал историю, когда О-Сэнсэй в схватке с огромным дзюдоистом лёгким и незаметным ударом руки (!) сломал несчастному бедренную (!) кость в нескольких (!) местах! И что характерно, атэми было сделано в момент, когда дзюдоист подворачивался на бросок, т.е. во время его же собственной атаки.

Ещё одна составляющая атэми-ваза, отличающая удары в айкидо от таковых, например, в боксе или каратэ. Это сила удара. Вернее, почти полное её отсутствие (нагло вру, но ясности ради). Сила и мощь удара – это та жертва, что приносится на алтарь движения и мобильности. Почему, спросите Вы, нельзя совместить быстрое текучее движение и сокрушающую мощь ударов? Отвечу вопросом на вопрос: откуда каратэка или боксёр берёт силу для удара? Исходник один – ноги! Даже для ударов в прыжке сначала нужно оттолкнуться ногами от земли. (Варианты ударов, наносимых из положения «меня метнули», не рассматриваем, ибо фаза полёта совершенно неуправляема и для будоки – неприменима. Хотя момент инерции тела, вложенный в подобный удар может быть чудовищным.) Отсюда  мы выходим на необходимость перед  сильным ударом закрепить ноги, качнуть  силу в ударную часть тела и нанести удар. Всё это время ноги опираются о землю, и боец сохраняет ось. Т.е. неподвижность! Замечательное качество в спорте, либо в схватке один на один. В групповом бою эта схема неизбежно начнёт сбоить. Айкидока  живёт, пока движется.Техническая изощрённость в айкидо основана на том, что тори набрасывает своё движение на движение уке. По умолчанию, тори проигрывает почти во всех компонентах своему партнёру (или своим партнёрам) по татами. Единственный его козырь – адекватность (по-русски: своевременность, согласованность), а она без движения невозможна. Посему, мощные пробивные удары заменены на быстрые и точные (точечные!).

И на закуску. В айкидо минимизированы возвратно-поступательные движения. При исполнении ударов, в том числе. Сила – это поток, текучая среда. Направить её и сделать орудием возможно только с использованием «волновых технологий» (почитайте совершенно замечательную книгу Саотомэ М. «Айкидо и гармония в природе»).  Лучшая ассоциативная картинка волновой или хлыстовой работы – это движение кнута. Причём, скорость и сила удара кончиком кнута складывается из двух составляющих: набрасывания и выдёргивания (туда и оттуда; Ян и Инь; вход и выход и т.д.). Тонкость в том, что скорость вбрасывания должна быть согласована со временем открытия целевого пространства, не больше и не меньше. А вот скорость и сила непосредственно удара зависит от мощности выдёргивающего движения. Вот такой кажущийся парадокс.

По  применяемому инструментарию в раздел атэми-ваза входят:

Удары руками. Большинство ударов при исполнении базовых техник выполняются рукой. Вариантов достаточно много, и в большинстве школ они жёстко не регламентируются. Поэтому, просто перечислим:

  • тычковый удар кулаком
  • тычковый или рубящий удар костяшками пальцев
  • тычковый удар сомкнутыми пальцами (рука-копьё)
  • хлыстовой удар крайними фалангами пальцев
  • царапающий удар пальцами
  • хлыстовой удар ладонью
  • рубящий удар ребром ладони
  • проникающий удар закрытой ладонью-лодочкой
  • тычковый удар основанием ладони
  • рубящий удар предплечьем
  • тычковый или рубящий удар локтем.

Удары ногами. Здесь всё проще и сложнее одновременно. Простота в том, что в кихон-ваза (то бишь, в приёмах, изучаемых для сдачи на экзаменах) нет ни ударов ногами, ни приёмов  от них. А значит и заморачиваться нечего. Сложность же появляется тогда, когда Вы честно пытаетесь найти ответ на вопрос: “Почему этот пласт сознательно выброшен из кихона?” Я думаю, что самое время освежить эпиграф. Мы  учимся ходить. Мы учимся забирать силу от земли ногами и качать её в любую часть тела в любой момент времени. Мы стараемся входить и выходить точно и своевременно. Смею Вас заверить, что это – Великое Знание! И пока оно не освоено, любая попытка бить ногами, мягко говоря, не разумна и не эффективна. В погоне за технической бижутерией очень легко потерять истинные драгоценности. А когда Вы посчитаете, что искусство  ходить освоено, можно переходить и к ударам ногами. Однако нужно помнить, что техника исполнения подобных атэми в айкидо отлична, скажем, от каратистской. В айкидо удары ногами – это, скорее, слегка модифицированные шаги. Визуально они могут напоминать наступания на стопы, низовые низкоамплитудные подсечки, выдавливания коленями, подсады и т.д. И главное, удар ногой лишь создаёт предпосылку для основы – ирими с последующим кудзуси. 

Удары корпусом. В кихон-ваза эти удары встроены в  технику коси-нагэ: буквально, бросок через поясницу. По сути, это выбивание ног уке бедром тори. Как Вы понимаете, кудзуси в этом случае выполняется автоматически.

Обманные удары (манки). Очень ёмкая тема управления сознанием  уке. Причём, настолько ёмкая, что в кихоне не используется и из данной статьи, увы, также выпадает.

В) Отбор силы. Давайте вспомним школьный курс и ответим  на вопрос: ”Из каких составляющих складывается то, что мы привыкли называть силой?” Во-первых, нам нужен источник силы. В кихон-ваза за это отвечает уке, именно он создаёт атакующий поток, могущий обладать силой. Во-вторых, требуется точка приложения силы (или пространство, способное силу принять). В этом качестве уке, как потенциальный носитель силы, выбирает тори. Примем к сведению исходные условия задачки, заключающиеся в том, что в айкидо уке сильнее тори. И намного. К чему приходим? В двух словах: если тори позволил себе роскошь стать точкой приложения силы уке, то он злодейски убит (будо) или брошен на татами (кейко). Выводы:

  • атака уке – это поиск возможности сбросить силу в пространство (или точку), принадлежащее тори;
  • движения тори сводятся не столько к тому, чтобы этого избежать, сколько к тому, чтобы эту силу отобрать и вернуть уке, опять таки, найдя точку её приложения;
  • если оба партнёра по кейко действовали в рамках этой задачи, то обучающий взяток прост и важен: силу можно и нужно отбирать! А раз это так, то величина силы становится категорией вторичной и не слишком важной.
  • перефразируем: если тори двигается своевременно с атакой уке, то мощь атаки работает во благо тори и против уке! Айкидо, знаете ли!

Осталось  дотронуться до инструментов отбора силы:

Создание пустот по направлениям атак уке (пустение). Сила  – это поток, среда, стихия. Это – не способ говорить, и не абстрактная физическая величина. В этом месте физики дружно забрасывают меня учебниками, промокашками и очками на минус двенадцать. Коротко в свою защиту: древнее русское слово СИЛА появилось за десятки и даже сотни тысяч лет до рождения физики, как науки. И это не народ уважительно позаимствовал это слово (и понятие) у физиков. Как Вы понимаете, произошло строго противоположное, причём без всякого уважения к собственному наследию. После чего господа очкарики учат весь остальной мир пониманию силы. Занятно! Итак, если сила – это поток, значит с ним можно работать по тем же принципам, что и с любой другой текучей средой. Например, с водой. Что произойдёт со стремительным водным потоком, если на его пути вдруг разверзнется огромная яма? Он на время остановит своё движение вперёд и будет заполнять возникшую пустоту. Это и называется пустением. Классическим (хотя и не единственным) пустением в кихон-ваза является уход с линии атаки.

Использование вращательных движений (наматывание и скручивание). Тори  принимает атаку по касательной  к себе, «подключается» к потоку и направляет его вокруг своей оси, используя вращения. Практически все повороты в кихоне – тэнкан, ирими-тэнкан и кайтэн – используются, в том числе, и для отбора силы уке. Когда тори наматывает атаку на себя, у уке по-прежнему нет возможности использовать силу, ибо нет точки приложения. Принципиальное отличие наматывания от скручивания заключается лишь в том, что ось вращения в первом случае проходит сквозь тори, а во втором она может находиться и где-то между партнёрами.

Перенаправление атакующего потока, как сочетание первых двух способов. Лишение возможности забора силы через стопы. Очень и очень важный и действенный  способ! Цель его проста – не дать возможности уке свободно опираться ногами о землю как стоя, так и в движении. Уке должен всё время падать! Если это удаётся воплотить, то ни о какой мощной атаке речи не идёт. В русской традиции это называется «ссаживанием с опор».

Коккю. В этом месте хочется развести руками и пожать плечами. Все, кто занимается айкидо, знают о коккю. Я же о  себе такого сказать не могу, ибо для меня коккю – тема практически неохватная. Коккю приходит в явь из нави и туда же утекает. Тень неведомого на стене моей пещеры. Один из очень уважаемых мною сэнсэев, отвечая на мой вопрос о коккю, сказал: «Не знаю!», а затем ещё полтора часа пытался объяснить – почему он этого не знает. Посему, о коккю надо либо совсем не упоминать, либо коротенечко, страниц на семьдесят, пояснять своё виденье этого вопроса. Пойду нестандартно и уложусь в тридцать строк. Коккю – это и простое дыхание, и  согласование Тели и Сознания, и своевременность (ма-ай), и объединение (мусуби), и переход энергии (силы, движения) из одного состояния в другое; это отношения тори и уке (в частности) и, даже, — взаимоотношения между людьми (вообще). С какой грани коккю надо начинать в кихоне? Думаю, что первоочередное внимание следует  уделять:

Ма-ай – упрощённо понимается, как правильная дистанция. Средний уровень освоения ма-ай приводит к пониманию, что это не столько расстояние, сколько время-и-место, то есть своевременность (ключевая компонента схватки: быть в нужное время в нужном месте). И вершиной айкидо является бесконтактное управление партнёром через пространство между  уке и тори (это пространство и  есть ма). Но это относится к уровню ки-тай, и из нашего рассмотрения вываливается по причине недосягаемости.

Мусуби, как объединение двух потоков. Применительно к кихону, мусуби выглядит как сонаправление движения тори с атакой уке с последующим захватом управления этим сдвоенным потоком для выполнения техники. На этом срезе коккю можно выстраивать через сонаправляющие механические движения (обратите внимание на работу пальцев и кистей, а также стоп и коленей акидоки во время исполнения приёмов из кихон-ваза).

Выстраивание правильных отношений между партнёрами по татами. Помните, что кейко – прежде всего взаимное обучение. Если атака уке втрое мощнее того, что способен проглотить тори – движение рвётся и айки убито. Согласуйте свои уровни, скорости и цели в каждой технике, в каждой попытке, в каждом элементе – и это будет очень хорошим коккю!

Г) Захваты. Мощное  орудие для кудзуси. Как показывает мой личный опыт обучения айки –  даже слишком мощный. Почему «даже»? Чем сложнее и изощрённее инструмент, тем тяжелее научиться на нём играть. К сожалению, эта задача не для кихона. Сколько видов захвата гяку-ханми кататэ-дори Вы знаете? Вряд ли более одного. А ведь их больше десятка! А сколько атакующих векторов Вы можете воплотить через тот единственный, что Вам знаком? И как часто на семинарах и мастер-классах Вам объясняли эти тонкости? Вот и я обойду эту тему стороной. Пока…

Д) Болевые и  удушающие элементы техник. Так как и те и другие сводятся к причинению боли (правда, боль эта – разного происхождения и разного, так сказать, агрегатного состояния), то их вполне допустимо объединить в одну подтему: работа с болью. В единоборствах есть такая поговорка: «Боль закрывает окно разума». А на Руси была и вот такая ещё присказка: «Разум – сын кулака». Противоречие, не находите? Если мы с Вами его разрешим, то откроем для себя ещё одно орудие правки себя в айкидо.

Итак, боль, действительно, лишает человека равновесия. Причем именно в этом случае хорошо видна связь разных частей меня: телесной, чувственной и рассудочной. Если Вам наступили на ногу каблуком и продолжают на ней стоять, то вряд ли Вам удастся сохранить благостное настроение и холодный рассудок. Потому как, ну очень больно! Если человеку причинить серьёзную физическую боль, то в это мгновение он, действительно, не может оставаться разумным. Так что первая поговорка вполне понятна. Отсюда мы выходим на прикладной, будошный аспект базового арсенала айкидо. Львиная доля техник, так или иначе, создана для причинения боли врагу. Это позволяет или убить-сломать, или вызвать вполне прогнозируемую рефлекторику, которую можно и нужно использовать, в том числе и для кудзуси.

Теперь  вернёмся с поля боя на татами. Если айкидо – инструмент коррекции себя (а не других!), то зачем тори пытается отломить руку уке или придушить его во время кейко? С той частью айки, что называется будо, мы почти разобрались. Действительно, если не пытаться довести технику, например, хидзикимэ-осаэ, до логического завершения, то Вы никогда не поймёте – как же её надо делать правильно. С другой стороны, уке, который либо упирается, рискуя собственным здоровьем, либо ложится под Вас за полчаса до болевого, я, иначе как тупым, не назову (уж простите великодушно). Какие цели преследует этот человек, занимаясь в додзё? Проверяет себя на прочность? Смею Вас заверить, что все (ВСЕ!) приёмы в айкидо, будучи проведёнными должным образом, запросто могут повлиять не только на прочность, но и на здоровье (и даже жизнь). Если же целью является освоение системы Станиславского, то значительно разумнее обучать себя в другом заведении. Успешнее получится, на мой взгляд.

Итак, примем упрощённо: если приём выполнен технически грамотно, то уке испытывает боль, а значит, тори обучается будо. Если уке испытывает боль, то сила тори нашла точку (или область) приложения, а значит, уке в этом месте (и в это время) напряжён и плотен. Если уке обнаруживает у себя зоны напряжения, значит, он боится, с одной стороны, и закрыт от внешнего мира – с другой. Ответ на вопрос: «Почему это происходит?» – уке ищет сам, причём за дверями додзё. А вот поиск ответа на вопрос: «Что с этим делать?» – должен идти по двум векторам:

Кихон-ваза, додзё, татами:

  • работа через движение с пластикой своего тела;
  • освоение своевременности действий по напряжению и расслаблению;
  • изучение технических тонкостей, позволяющих минимизировать боль;
  • доверие партнёру.

Правка себя вне додзё:

  • мисоги (чистка сознания)
  • работа с собственным равновесием (так сказать, анти-кудзуси)
  • доверие миру.

К чему же мы с Вами пришли? …(десятиминутная пауза, потраченная на перечитывание  всего этого ….)…

Друзья, приходите лучше к нам (а можно  и не только к нам) в клуб и выходите на татами. Думаю, что только так и возможно взять знание о кудзуси правильно.

«…Айки нельзя исчерпать словами,
Написанными или произнесёнными.
Не занимаясь пустой болтовнёй,
Пойми всё на практике…»

                         (Уэсиба  Морихей)


 Кучерук Игорь /май 2011 года/