Укеми

УкемиНепростая и достаточно деликатная тема. Дело в том, что под укеми различные школы айкидо понимают разное. И часто очень-очень разное. И даже (о, ужас!) – диаметрально противоположное. Сразу оговоримся: мы никоим образом не осуждаем ту или иную точку зрения на эту составляющую айкидо. Мы делимся своими находками с теми, кому это интересно, и очень рассчитываем на взаимное обогащение знаниями (в том числе и об укеми).

Коротенечко о предмете разговора. Кейко (занятие, тренировка) айкидо имеет вполне устоявшийся рисунок отработки приёмов. Один из партнёров нападает, используя заранее оговорённую атаку. Его называют «уке» (берущий или принимающий). Второй партнёр, как правило, выполняет также оговорённую технику, тем или иным способом бросая уке. Его часто называют «нагэ» (бросающий) или «тори» (дающий). Мы используем терминологию «тори»/«уке» или дающий/принимающий, так как, во-первых, становится более доступным понимание техники, как акта передачи силы (Ки), а во-вторых, избавляемся от стереотипа, что тори является «бросальщиком» уке на татами. Соответственно, комплекс действий, выполняемых айкидокой-уке от начала атаки до завершения приёма, называется укеми.

Вот несколько типичных представлений об укеми, бытующих в разных школах айкидо:

  • Укеми – финальная страховка, падение на татами;
  • Укеми – комплекс активных ПРОТИВО-действий бросающему;
  • Укеми – движение по определённому маршруту в нейтральном режиме (не помогать и не мешать тори).

Нам же, в свою очередь, укеми видится более тонким и действенным пластом айкидо. При этом, к сожалению, и чудовищно сложным для освоения. Но это – та жертва, на которую мы идём осознанно и с радостью.

А теперь коротко и по существу. Если не получится, то – длинно и мутно (шутка).

Почему же мы упёрлись в это укеми?

В нашем понимании уке и тори – два Творца (Инь и Ян; женщина и мужчина; верх и низ; свет и тьма, и т.д.). И творят они Движение, которое одни назовут техникой айкидо, другие – отношениями, третьи – Жизнью. У русичей использовалось слово «Троя» – Жизнь, связанное с глаголом «троить» — рождать третьего. Но для этого нужны уже имеющиеся «двое», причём являющиеся носителями противоположных начал. Без них нет, и не может быть Жизни. На наш взгляд рассматривать приёмы и техники айкидо только на основе анализа действий тори – неправильно. Выпадает целая половина Мира!

Теперь посмотрите – как проводится большинство обучающих семинаров по айкидо, и сколько внимания и времени уделяется работе тори, а сколько– работе уке. Именно эта несправедливость и перекашивает айкидо. Именно она и заставляет нас уделить особое внимание укеми, чтобы хоть как-то выправить создавшийся крен в сторону тори.

Уке – это «берущий» или «принимающий». Почему?

Тот партнёр, которого мы по сценарию кихона называем уке, нападает. То есть «даёт» силу и атаку. Однако, мы же договорились, что «дающий» – это тори. Где подстава? Строго говоря, в момент атаки ещё нет ни тори, ни уке. Оба партнёра равноправны. Разделение ролей происходит в момент первого контакта. Айкидока более высокого уровня становится тори, ибо он сохранил весь свой потенциал, одновременно лишив уке последнего. Поэтому, если мы говорим об айкидо, как искусстве, то Вы никогда не сможете сделать ни одного успешного действия против мастера, обладающего лучшим айки, нежели Вы. И абсолютно неважно – он ли начинал атаку, или Вы.

Здесь очень хорошо видно, что айкидо – это будо. Нет, и не может быть регламентируемых действий в бою. Айкидока может начинать атаку, может на неё отвечать, но в момент выполнения техники айкидо он ВСЕГДА – тори.

С другой стороны, если мы говорим об айкидо в рамках методики обучения, то исходник однозначен: уке атакует тори, а тори бросает уке. Поэтому внутри приёма тори даёт поток, управляя движением уке, а уке этот поток принимает, строго соответствуя ему (ну, если уке, конечно, хочет быть здоровым и красивым).

Укеми – создание условий задачи, решив которую правильно, и тори и уке берут кусочек Знания об айкидо, то есть – учатся. Здесь просматривается два среза:

Кихон-ваза (техническая база айкидо) требует строгого соблюдения схем движения и взаимодействия тори и уке в рамках конкретного приёма. Если хотя бы один из партнёров не понимает – как и почему он должен двигаться, то условия задачи нарушены, и обучения не состоится. Поэтому так важно, чтобы при отработке базовых техник айкидо роли и уке, и тори были понятны и разумны. Если, например, тори пробивает атэми, а уке его игнорирует, то всё, что самозабвенно исполняют эти ребята дальше – танцы, причём, плохие. Техника перестала быть разумной, а значит – перестала учить (и начала дурачить).

Айкидо на татами. Оно вообще бывает?! Ведь если и тори, и уке совершенно точно знают о том, кто, когда, как и куда будет атаковать, а так же кто, когда и каким образом будет бросать – где здесь айкидо? Как в жёстких условиях кихона поймать состояние айки, ту самую «чуйку» бойца, позволяющую ему выжить в нестандартных и непрогнозируемых условиях реальной жизни? Как в стакане увидеть океан?

Именно с этого момента мы выходим на более сложный срез обучения через кихон-ваза: техника определяется через движения уке! (Простите за богохульство!) Если уке реагирует на контрольное воздействие (атэми, болевой, удушение, кудзуси и т.д.), создаваемое тори, как-то иначе, то требуемую кихоном технику сделать можно, только нарушив принципы айки. Хотите учиться айкидо, объясните уке – как и почему надо двигаться в этой фазе приёма. Хотите создать свой стиль будо – продолжайте доламывать партнёра техникой, которая не соответствует атаке. Выбор – за Вами!

Укеми – это состояние сознания. И это состояние – «Чувствую»!

На самом деле это утверждение относится не только к уке, но и к тори. Только состояния сознания – разные. Тори находится в состоянии, которое условно можно назвать «Знаю», уке – в состоянии «Чувствую» (вот Вам опять: Ян и Инь, мужское и женское, рациональное и иррациональное и т.д.).

Теперь становится понятным и тот факт, что на айкидошных семинарах так много внимания уделяется разборам работы тори и так мало – уке. Семинар – мероприятие по передаче знаний об айкидо. И сэнсэй и его ученики находятся в состоянии «Знаю» (если быть точнее, то состояния сознания учителя и ученика однородны по сути, но различны по знаку: учитель => «Знаю», ученик => «Хочу знать»). Поэтому учитель даёт знания, значит он – дающий, то бишь, тори. И всё, что он делает или говорит – из позиции тори. А ученики очень хотят быть похожими на учителя, а значит, на тори. Круг замкнулся. Все хотят бросать и красиво откручивать руки и головы, но никто не хочет быть битым и бросаемым.

Однако, в русской традиции под Знанием понимали несколько иное, нежели понимают в современном «цивилизованном» обществе. «Знание» – это отражение Мира в «Со-Знании» человека! Сознание – это одновременно и пространство, и его наполнение (содержание). Если видеть Знание именно так, то нам откроется ещё несколько срезов:

Мир – это пространство Жизни. Жизнь – это Движение. Отсюда, Мир всегда наполнен Жизнью и Движением, а значит, он всё время живёт и движется. Значит, если Знание – это отражение Мира в Сознании, то оно не может быть ни постоянным, ни твёрдым, ни незыблимым и абсолютным. Истинное Знание течёт и меняется вместе с Миром, вместе с Богом! А вот это и есть АЙКИ!

Со-Знание человека – несовершенное, ограниченное, кривое и забитое мусором. Любимое сравнение наших восточных учителей – поверхность горного озера, отражающая луну. «Озеро» современного человека покрыто рябью по всей поверхности и мутью до самого дна и ничего, увы, отражать не может. Не может ещё и потому, что на его поверхности плавает очень много того, что называется твёрдыми знаниями о… Значит, убирая всё, что плавает, и успокаивая всё, что волнуется (т.е. воплощая принцип «мисоги»), мы приходим к зеркальной глади ЧИСТОГО озера, отражающей Мир без искажений. Это состояние называется созерцанием (СО-ЗЕРЦ-ание от ЗЕРЦ-ало). И это – укеми!

Сознание человека заполнено не только академическими знаниями и зрительными образами, но и чувствами. Чувства, в свою очередь, делятся на те, что привязаны к Тели (Тель – тело человека, наполненное Жизнью, проще – живое тело), и те, что привязаны к Душе (эмоции). В результате, в состоянии созерцания человек способен воспринимать и отражать производные Разума (знания), Души (эмоции) и Тели (органы чувств: визуальные, обонятельные, осязательные, вкусовые и слуховые образы). Но за знания у нас отвечает тори. А вот за всё остальное – уке.

В айкидо есть четыре ступени обучения:

Ка-тай – сильное тело. Этап освоения кихона, слабых и сильных линий, концентрации и силы.

Дзю-тай – мягкое тело. Этап освоения мягкости, расслабленности, уступания, отбора силы через движение, вращения и создания пустот.

Рю-тай – текучее тело. Этап освоения Движения как среды, потока.

Ки-тай – тело КИ. Самый тонкий и сложный этап, не имеющий ни конца, ни вершины. Это уровень, на котором Мастер осваивает и использует котодама (бесконтактное, нетелесное, метафизическое взаимодействие с Миром).

На уровнях рю-тай и ки-тай айкидока пытается сначала коснуться, а затем и продавить границу между явью и навью, между миром и его изнанкой, между материальными пластами бытия и чем-то очень тонким и неуловимым, что очень трудно объяснить, но вполне возможно прочувствовать и даже использовать. Мостиком между явью и навью в айкидо является коккю. Если Вы уже занимаетесь айкидо, то Вам, безусловно, известно это понятие. Попробуйте на досуге поискать ответ на простой вопрос: «А что же такое — коккю?» (Если не найдёте, почитайте тематическую статью «Коккю») Но мы отвлеклись…

Итак, истоки рек «рю-тай» и «ки-тай» лежат в стране под названием«УКЕМИ». И нам очень хочется их найти! А Вам?

Укеми – это доверие Миру.

Уке, чтобы выжить в условиях весьма жёсткой и болезненной техники, вынужден либо напрягаться, силой блокируя действия тори, либо очень точно этим действиям соответствовать. Первый вариант вполне допустим на уровне «ка-тай», но далее будет лишь мешать обучению айки. Помеха в том, что, блокируя действия тори, уке фактически УБИВАЕТ ДВИЖЕНИЕ. Второй значительно труднее (от слова «труд») для освоения, но ограничений практически не имеет. Мы стараемся соответствовать именно ему.

Однако, и здесь, как минимум – два пути:

  • Уке разучивает – где, когда и как он должен реагировать на управляющие воздействия тори. Далее просто: тори поёт арию Отелло, уке подпевает Дездемоной, никто не сбивается и не фальшивит, занавес, овации. Но это – театр. Штука, безусловно, хорошая, но лишь на сцене. В жизни несколько другие требования…
  • Уке, освоив предыдущий технический этап, честно пытается его забыть (т.е. выйти из состояния «Знаю»): каждый приём – новый и неизведанный, каждый удар или болевой контроль – неожиданный и непонятный (состояние «сёсин» – «сознание ребёнка» или«чистое сердце»). Но уке вынужден сочетать при этом две диаметрально противоположные цели: выжить и продолжить атаку. Если уке теряет хотя бы одну – обучение принципам айки невозможно.

Но как это можно соединить?

Здесь мы выходим на глубинное понимание смысла японского слова «уке»: «при-НИМАТЬ». По Далю «нимать» – это «брать». Что берёт уке? Силу тори. Куда он эту силу берёт? Ведь если есть тот, кто берёт, и то, что берётся, то должно же быть и место (пространство) – куда это кладётся. Если уке закрыт – брать некуда. Чтобы брать – надо учиться открываться. Открываться – открывать себя (-СЯ). Что можно открыть в себе? Какую-то часть себя, думается. Из каких условных частей «Я» состою? Тель, Душа, Сознание. Открывать тело в будо – слишком высокий уровень для нас. Побьют. Про душу пока помолчим, ибо тема слишком спорная и неизученная (а вернее, практически забытая). Итак, чтобы принимать силу тори, уке должен попытаться открыть собственное сознание.

Телом управляет сознание (тело без сознания всего лишь мешок с костями). Научитесь управлять сознанием – научитесь управлять телом.

Сознание – то самое зерцало, способное отражать Мир без искажений, а значит способное отражать движения тори очень точно и без ПРОТИВО-борства.

Состояние открытого сознания несовместимо с опасениями, недоверием и страхами.

Вывод: если Вы не доверяете своему партнёру по татами, то не сможете эффективно обучать себя айки, так как рефлекторно будете зажиматься и напрягаться, отрабатывая укеми. Тори для уке – олицетворяет внешний мир (по крайней мере, во время проведения приёма). Пытаясь соблюсти принцип сюгё, айкидока на татами пытается выйти на доверие тори, а за стенами додзё – на доверие Миру. Безусловно, это выбор.

Многие айкидоки посчитают всё вышеизложенное полной хренью, некоторые – интересными штучками, на которые лень тратиться, единицы – важными принципами, ради которых стоит пахать, меняя себя. Выбор за Вами!

Укеми – это основное состояние айкидоки!

Если мы принимаем концепцию о том, что роли на татами разделены на тори и уке, прежде всего, методически (для полноценного обучения айкидо), то истинное айки в жизни – это разумное и своевременное сочетание навыков и тори, и уке. Возвращаясь к началу статьи, напомню:

  • Тори – символизирует действие (или «деланье» по Кастанеде). Любое движение тори осуществляется в состоянии сознания «Знаю». Энергия «Ян». Состояние очень мощное, но энергозатратное. Именно поэтому время нахождения айкидоки в этом состоянии – крайне мало (точечный впрыск силы).
  • Уке – символизирует созерцание (или «не-деланье» по Кастанеде). Любое движение уке осуществляется в состоянии сознания «Чувствую». Энергия «Инь». Состояние текучее и безмятежное, очень рачительное. Именно поэтому время нахождения айкидоки в этом состоянии – постоянное; исключение составляют те моменты, когда требуется вмешательство в ситуацию для приведения её к ладу, равновесию.

Повторюсь, если Вы используете сюгё при обучении себя искусству айки, то должны обкатывать эти диаметрально противоположные ипостаси айкидоки и в жизни. Если занимаетесь каким-либо делом Вы – тори. Всё остальное время Вы – уке. Очень спокойное, несуетливое, безмятежное и созерцательное состояние. И одновременно – чудовищно сложное для воплощения в нашем дёрганном и суетливом мире. Дело за малым.

Вы с нами?


 Кучерук Игорь /июнь 2011 года/