Защита и безопасность

Как соотносится с айкидо?

« Безопасность — это миф. Клетка, в которой ты сидишь какое-то время. Прутья дают иллюзию защищённости, но… и слишком уж ограничивают свободу. Когда ты защищён, ты обычно заперт.»

Пехов А.Ю. «Летос»

Многие люди воспринимают айкидо, как искусство защиты. И в современном обществе создан и закреплён этот штамп настолько прочно, что воевать с ним никакого смысла я не вижу. Однако, порассуждать на эту тему нам никто не мешает… Тем более, что я уже это делал, правда давно (см. здесь).

Итак, в приведённой цитате Пехова А.Ю. сразу бросаются в глаза два родственных понятия: безопасность и защита. Их и будем разбирать с точки зрения как принципов Айки, так и общечеловеческого миропонимания. И, так как я пишу об этом уже много лет, буду вынужден часто повторяться, прошу прощения…

Безопасность. Отсутствие опасности. Опасность: О-ПАС-НОСТЬ = ношение (НОСТЬ) состояния «пасу» (ПАС), причём, со всех сторон, вокруг (О). Начерно, в русском языке спрятано указание не на внешнюю угрозу, а на внутреннее состояние тревожности, на оПАСку, которая может соответствовать внешним вызовам, а может и не соответствовать…

Отсюда, состояние безопасности — это отсутствие внутреннего тремора и переживаний по поводу внешних угроз. На выходе, принимаем за исходные условия задачи тот факт (ну, или то, что мы считаем фактом), что и безопасность и опасность являются нашими внутренними состояниями или ощущениями. Которые не имеют жёсткой связи с Миром внешним.

Айкидока — существо слабое и небыстрое, но — адекватное внешним обстоятельствам. Может быть, это — его единственное преимущество… Посему, ежели айкидока пребывает в состоянии опаски при отсутствии внешней угрозы, или наоборот — безопасно кайфует при реально надвигающейся опасности, он — кто угодно, только не айкидока. Ибо адекватность — это создание и удержание внутреннего состояния, соответствующего внешним обстоятельствам. Движение от Ма к Ма-Ай.

Теперь давайте поговорим о защите. За щитом. Как мы
понимаем, щит способен в единицу времени перекрыть лишь одно направление атаки. Возьмём, в качестве иллюстрации, два вида щитов: башенный и кулачный. Башенный щит огромен, тяжёл и относительно статичен. Именно за ним и создаёт наше сознание ощущение безопасности. То самое, которому пофиг — летит стрела или копьё в меня, или нет. Минимум мобильности окупается, с одной стороны, мощью и размерами моего щита, а с другой — наличием таких же щитов у моих соратников. То есть, как правило, ощущение о пасности/безопасности генерируется через стод, общество: «Все в безопасности, успокойтесь!» Или наоборот: «Спасайтесь, кто может! Фортеция пала! Жопа!»

Кулачный же щит лёгок, мал и мобилен, что делает его бестолковым украшательством в столкновении тяжёлых и медленных фаланг, но даёт несоизмеримое преимущество в свободном бою. Если мне позволено провести параллели с айкидо, то для айкидоки концепция защиты должна выглядеть, как работа кулачным щитом. Спешу заметить, что:

  • за кулачным щитом не спрячешься, а значит, надо двигаться, читать Ма;
  • принятие удара на кулачный щит должно выполняться по касательной, что, опять таки, полностью соответствует принципам айки;
  • практически отсутствует влияние стода — «Сам! Всё сам!»

Теперь перейдём к фразе из вышеприведённой цитаты: «…Когда ты защищён, ты обычно заперт…»

Представим себе образ идеальной защиты: на каждый удар, щит ставится в нужное время в нужное положение. Для этого защищающийся должен знать/понимать/чувствовать — когда и где возникнет угроза. Таким образом, защищающийся заперт атакующим. Он не может быть/жить там и так, где и как он хочет. Чтобы не умереть, он должен абсолютно соответствовать тому, кто его хочет убить. И я сейчас не поднимаю тему невозможности этого соответствия. Меня больше интересует айкидошный взгляд на сие действо: как вырваться из запертой комнаты под названием «Защита»?

Как несильному и небыстрому, по сути, человеку, не успевая отслеживать изменения ситуации, тем не менее, выжить (а значит, не попасть под удар) и остаться относительно свободным? И такой способ имеется! Вытекает он из способности слышать Ма и умения его гармонизировать. А сводится — к созданию открытых пространств в своих редутах, тарасах и эскарпах. Мобильных пространств! Вовремя открывающихся и вовремя закрывающихся! Перефразируя известную фразу Председателя гаражного кооператива из комедии Эльдара Рязанова: «Вовремя открыться — это не получить. Это дать!»

Вы «почти» занимаете бэд-позишн в момент максимального уплотнения Ма, то есть в тот миг, когда противник решился на атаку, но атака ещё не состоялась. Вовремя! Теперь вы знаете — куда и как вас будут бить. Вы открыли пространство для атакующего движения супостата. И если всё сделано вовремя, то атака состоится и ваше открытое пространство (дырка в редуте) будет заполнено атакующим движением. Для этого противнику необходима сила на острие атаки, которую он неизбежно будет «подсасывать» из других своих пространств, оголяя, а значит, открывая их. В этих «местах» супостат станет «пустым», и именно сюда и нужно входить/бить. Открыли в одном месте, ударили в другое. Ничего сложного для любого будоки. На первый взгляд…

Теперь о трудностях.

=>> Главная упирается в понимание и освоение состояния «Вовремя». Не случайно, я его выделил выше несколько раз. Как я вижу движение к этому состоянию:

  • Необходимо слышать Мир (Ма).
  • Для этого требуется Состояние Единения с Миром. О-Сэнсэй называл его Любовью. Применительно к нашей будошной ситуации — это любовь к врагу. Понимаю, что говорю выспренно и по книжному… Важно, чтобы вы меня поняли. Именно к этому сводится открытие пространства для атакующего. Ибо пространство сначала открывается внутри моего сознания, а уж потом — в моих оборонительных построениях.
  • Для этого нужно перестать бояться. Чтобы не получить по щам, нужно перестать этого бояться. Страх боли побеждается болью. НО, контролируемой. Именно поэтому, любая тренировка — это выход из состояния комфорта. Чем дальше ушёл в контролируемый дискомфорт, тем больше взяток.
  • Повторю: Страхи — ключи от закрытых пространств. Ключи от силы, что там похоронена. Не можешь работать со своими страхами — не сможешь открывать пространства! Не сможешь стать сильным тогда, когда это потребуется!
  • Отсюда: любая тренировка должна быть, в той, или иной степени, работой со своими страхами.

=>> Не менее важная трудность — иметь ресурс, чтобы войти/атаковать. Он складывается из массы составляющих, начиная с решимости и умения атаковать, и заканчивая возможностью сделать это легко и текуче.

  • Умение атаковать (входить, бить, бросать, душить и пр.) — чисто янская компонента, зачастую выбрасываемая из айкидошных додзё. Не можете или не умеете атаковать — эта статья не для вас, увы…
  • Часть времени кейко необходимо выделять для наработки атакующих действий и движений, постепенно повышая плотность взаимодействия партнёров на татами. И очень строго пресекать любые попытки перейти в спарринговую работу или в банальный мордобой!
  • Айкидока, на мой взгляд, должен самостоятельно заботиться о своей физической форме. Тратить драгоценное время на тренировках на «физику» — расточительство! И об этом я писал здесь.
  • Решимость атаковать определяется Состоянием. Если мы говорим об айкидо, то это Состояние особое — не злое, не жёсткое, но предельно упругое и, я бы сказал — оЗОРное! Именно оно позволяет не залипать на янских движениях, не окостыживаться, а распускать себя сразу после удара или напряжения, связанного с атакой. И, если мне позволено будет сравнить атаку с выдохом, то необходимо давать себе время вдохнуть. Иначе, кончишься раньше, чем ударишь.

=>> И ещё об одной трудности — о «почти подставился». Как вы понимаете, ключ — в слове «почти». Возьмём две крайности: а) я затянул своё «почти» и не успел ни убрать себя из бэд-позишн, ни войти в партнёра; б) я недотянул «почти» и партнёр просто не поверил в мою «ошибку». В первом случае, я прочухал идеальное время и получил по щам; во втором — начал движение раньше времени, дав возможность партнёру оценить Ма и войти уже в мою дыру вторым темпом. Опять получаю по щам. Беда в том, что подставляясь, я боюсь получить. А значит, пребываю в силе. А значит, не слышу Ма. А значит, опираюсь на наработанные схемы, алгоритмы и рефлексы. Т.е. я не свободен. Пока ресурса хватает, схема работает. С возрастом ресурс тает и проблема встаёт во весь рост… Как быть?

  • Львиная доля наших движений на татами являются невызревшими. Начатыми раньше положенного срока. Как-будто мы пытаемся сварить яблочное варенье не из спелых яблок, а из завязей. Повторюсь: причина — страх. Страх опоздать и потерять контроль над ситуацией.
  • Страх нужно в себе обнаружить. Страху нужно позволить быть. За ним нужно наблюдать, я бы сказал — его нужно созерцать, смакуя. Проблема мужиков в том, что внутренний страх, прочитанный другими — табу! И это табу надо снимать. Нужно перестать бояться бояться!
  • Когда я уже не боюсь бояться, собственный страх можно двигать. Он всё равно останется со мной до конца моих дней, но с ним можно работать! Его можно по-разному окрашивать эмоционально. Например, его можно окрасить в детское любопытство (кстати, очень рекомендую!).
  • После этого можно позволить себе, время от времени, затягивать своё «почти подставился». Только, не для того, чтобы получить люлей, а для того, чтобы почувствовать/услышать момент, идеальный для входа. Ватанабе-сихан называл «орган», могущий это услышать «Водяной Луной». На поверхности воды, отражающей Луну, появляется рябь. Именно по этой ряби и можно понять, что «пора»! Но «Водяную Луну» нужно будить и тренировать. Если я сбежал раньше, она не включается. Поэтому, лишь затянув своё «почти подставился», можно понять и почувствовать — что это такое.

И теперь давайте, пройдя круг, снова вернёмся к понятию безопасности и защиты (не хочу упустить ещё один важный момент во всём этом).

БезоПАСность сводится к тому, что я ПАСу границы своего Мира на предмет наличия угроз. Считал угрозу — есть опасность. Не считал — я в безопасности. Если граница в моём сознании представлена в виде линии — пограничной линии, — то я не могу идентифицировать факт приближения супостата к ней. Только её пересечение. Посему, угроза появляется вдруг! И в этот момент любая моя реакция на атаку является уже запоздавшей… Именно поэтому мы предпочитаем таскать с собой башенный щит, как некую гарантию собственной безопасности. И тратим колоссальный ресурс на это. Причём, ресурс мы тратим вне зависимости от того — есть опасность или её нет и не было. То бишь, мы прожигаем собственную жизнь в ожидании угроз. Как быть?

Уже писал неоднократно: из линейного (одномерного) сознания формируем плоскостное (двумерное); из плоскостного сознания постепенно получаем трёхмерное; из трёхмерного, переходя в состояние «здесь-и-сейчас» — растим себя, как четырёхмерую сущность. Теперь, от математической теории — к нашим баранам…

Граница должна из линии (1D) превратиться в пространство (3D). По-мере приближения угрозы к точке «ОПАСНО», Ма уплотняется. Чем шире моё сознание и вместительнее оперативка, тем более издалека я могу определить уплотнение Ма (потерю Ма-Ай). Чем легче моё айки, тем раньше я подхватываю собственным движением поток атаки. То есть, угрозы, по сути, ещё нет, а я уже двигаюсь, а значит — живу (4D).

Потребность в башенном щите отпадает. Потребность в кулачном щите становится эпизодической. Причём, чем выше мой уровень айки, тем меньше мне нужен щит, как таковой. А значит, я постепенно выхожу как из пространства «Опасно/Безопасно», так и из пространства «Защиты». Следовательно, та несвобода, которая является оборотной стороной защиты, также остаётся за кормой.


Кучерук Игорь август 2023г.

You May Also Like