Постулат будо: Защита, при прочих равных, проигрывает атаке.
Айки – искусство равновесия, в том числе, равновесия атаки и защиты. Почему в современном мире защита проигрывает атаке? Почему практически невозможно защищаться равновесно? Где сбой?
Корень данной проблемы, думается, в нестыковке Состояния и Деяния. И это тема достаточно ёмкого исследования себя как айкидоки, но… – в пространстве будо. Посему, отложу до поры эту мега-тему и вернусь к защите.
Если атака – это Ян (Белоба), то защита – это Инь (Черноба). В силу того, что я много лет занимаюсь боевыми искусствами Востока, для меня термины Ян и Инь не являются непривычными. Тем не менее я осознаю, что это, во-первых, не по-русски, во-вторых, как-то уж чересчур теоретически, а в-третьих, слишком глобально для маленького, но действенного взятка. Наша задача – разобраться в понятиях, а затем, приложить найденное к жизни.
С атакой более или менее ясно. Это сила, мощь, давление, плотность, разрушение, наступание, ярость, огонь. Проблемы возникают при попытке создать понятие защиты.
Самый простой способ – пойти от обратного, то есть разобрать защиту, как анти-атаку.
В этом случае защита – слабость, немощь, втягивание/всасывание, пустота, созидание/творение, уступание, вялость и вода. От многого просто воротит. Что-то внутри меня решительно не принимает ни слабость, ни немощь, ни вялость (а с созиданием/творением вообще непонятки). Значит, что-то в этом всё-таки есть. И это не парадокс. Ведь я – представитель современного будо, а значит также неравновесен в атаке и защите. Значит, именно за моим неприятием, может быть, и прячется намёк на истину? Стану разбирать поэтапно и попунктно.
Слабость. На поверхности – неприятие: я не хочу быть слабым. Слишком мощные установки заложены в детстве: мужчина не может позволить себе слабости! Но именно это и делает его слабым перед Слабостью!!! Вспомним женское манипулирование мужиком через собственные (женские) слабости: слёзы, беззащитность, уязвимость, хрупкость и т.д.
А если рассмотреть слабость через отсутствие силы? Увы, всё равно не получается равновесия. Отсутствие силы не может уравновесить силу (0≠F). Значит, слабость в этом контексте – это анти-сила (|-F|=|F|). А что такое анти-сила? Здесь сталкиваются два взгляда:
- «Не айки»: анти-сила – это сила, равная по величине атакующей, но противоположная по знаку/направлению. Это третий закон Ньютона, выводящий нас на затратную защиту, которая, к тому же, всё время проигрывает атаке (см. исходные посылы). Хочешь, не хочешь, а приходится прятаться за щит, по крепости равный атакующему удару (читай статью «Я – Вселенная»).
- «Айки»: анти-сила – это сила-распылитель, сила-аннигилятор атаки. С точки зрения Тели, это сила-помощник, малая долька которой набрасывается на атаку (и по атаке) и управляет ею. Причем управляет так, что сила атаки, не находя точки приложения, рано или поздно распыляется. Ведь атакующий – не бездонный источник силы.
С точки зрения Сознания, слабость (как анти-сила) – это свободное пространство, в которое впускается атака, там же изменяется, после чего в безопасном виде (конечно, для защищающегося) пускается дальше. Значит, Слабость, как состояние – это способность впускать среду с названием Сила! Но любое пространство обладает конечным объёмом, а значит и вместимостью. Отсюда – Слабость не может быть бесконечной. И чем выше уровень айкидоки, тем дольше он может быть слабым!
Немощь. По сути, продолжение предыдущего пункта в той его части, где говорится о силе-помощнике. По-Мощь с одной стороны, и Не-Мощь – с другой. Как согласовать эту двойственность? И то, и другое состояние в своей основе опирается на Мощь, т.е. на атакующий поток. В случае с По-Мощью сила-помощник накидывается на атаку в строгом согласовании с её Мощью. Причём, чем сильнее атака, тем меньше потребуется и силы-помощника, если, конечно, она приложена правильно. При сохранении этой тенденции По-Мощь переходит в Не-Мощь (развитие идеи о силе номиналом в “одну единицу”, достаточном для настоящего Мастера).
В идеале, Не-Мощь – это полный отказ от собственной мощи ввиду полной её ненужности!
Втягивание/всасывание как противоположности давления/выдавливания. Упрощённо, давление – это расширение, а втягивание – сжатие. Однако в айкидо сжатие, мягко говоря, не приветствуется. Как быть? Отбросить? Думаю, что это будет неразумно. Рассуждаем вместе, используя находки предыдущих пунктов.
Что нужно, чтобы втягивание выдавливания состоялось? Опять же – свободное пространство, ну и время, чтобы до него дотянуться (вычистив от сора, например) и открыть его в строгом согласовании с внешним давлением. Т.о. втягивание – это не сжатие, это расширение. Расширение Сознания! А чем сопровождается расширение Сознание? Радостью и смехом! Приколитесь, люди: правильная защита сопровождается радостью и смехом! Айкидо, знаете ли!
Пустота. Это совсем не вакуум. Пустота – это не отсутствие чего бы то ни было. Пустота – это Состояние наполненности чистым Сознанием, чистым и незамутнённым Коккю, стихией. Как невеликий специалист по русским боевым направлениям, могу лишь предположить, что пустота – это Стих (стихийное или стихиальное состояние). Дальнейшее рассуждение о пустоте чудовищно усложнит основную тему, посему пункт буду считать закрытым.
Созидание/творение. Вот это вопрос вопросов! Начну рассуждать с атаки, как противоположности защите. Что разрушает атака? Скорее всего, рвутся связи внутри единого, разваливая его на составляющие, на ЧАСТИ. Теперь играем от обратного, двигаясь к пониманию защиты. Этот срез подсказывает мне, что защита должна идти по пути восстановления или достраивания связей между частями меня. Собирая и укрепляя мои ЧАСТИ, правильная и равновесная защита делает меня С-ЧАСТ-ливым! Но я-то кривой! Я не могу, в силу собственного несовершенства, воплотить этот подход в жизни: моя защита хромает. В этом случае в качестве правила выступает правильная атака, без которой мне просто не понять – как творить себя, как собирать свои части, как стать счастливым. Поэтому, на мой взгляд, атака в айкидошном додзё не должна, во что бы то ни стало, стремиться стать реальной и приближенной к боевой; атака должна быть правильной и разумной. Однако, у хорошего Мастера эти крайности сливаются.
Уступание. Важно: не отступание, не бегство, а У-СТУП-ание. Частица “У-” привносит оттенок нахождения рядом, вблизи. Мы не отходим — мы втираемся в атаку и мы стекаем с атаки. Уступаем наступая! Для айкидок это понятно (вспоминаем принцип «гири-гири») и комментариев не требует.
Вялость как антипод ярости. Единственный пункт, который у меня не отзывается совсем, и который я не приемлю и не понимаю, применительно к защите. Всё время напрашивается фраза из фильма-сказки «Марья-искусстница»: «Что воля, что неволя – всё равно». Это неправильно, ибо защита – это концентрированная тяга к жизни.
Для себя я нащупал два среза, вот по ним и пройду.
- ЯРоСТь – состояние, отличающееся наличием жара, огня (Даль). И, заметьте, огонь этот – внутренний, так сказать, душевный (в том смысле, что творится Душой). Значит, противоположное состояние, которое я условно назвал вялостью, должно быть наполнено стихией воды. Чем отличается стихия воды (Инь)? Холодом, текучестью и бесформием. И вот как раз эти-то качества, при накидывании их на защиту, отзываются как раз очень хорошо. Холод – отрешённое состояние сознания, так сказать “холодная голова”. Текучесть и бесформие очень хорошо постигается при атаке вилкой хорошо проваренной макаронины.
Если мы вернёмся к культуре Японии, то натолкнёмся на сходное отношение самурая к воле/неволе и жизни/смерти. С одной стороны, ему всё равно – жить или умереть, ибо «он уже умер правильной смертью». С другой стороны, «мёртвый самурай – глупый самурай» (Бенедетти С.)
- Вода. Ну, тут повторяться не буду, ибо про воду много воды налил в предыдущем пункте и в предыдущих статьях (читаем статью «Вода как великий Учитель»).
Домашнее задание: в докириллической «буквице» (раньше она называлась «руницей Рода») буква-руна «Щ» называлась «ЩАДА». Если разбирать слово «ЩИТ» через корневую основу «ЩТ», получаем: «ЩИТ» = «Щада» + «Треба» = «необходимость щады». Поразбирайте дальше и глубже — совершите массу неожиданных и радостных открытий!
Заключение:
Конечно, изложенное выше, не более чем мои размышлялки и рассуждалки. И ценность всего этого очень условна, ибо ориентировано, во-первых, на уже сложившихся айкидок, а, во-вторых, на айкидок, разделяющих Наш-Взгляд-На-Айкидо. Но для людей, находящихся в поиске, вполне возможно, какие-то наши находки окажутся полезны.
Дерзайте, и удачи Вам в Пути!
Кучерук Игорь /август 2012 года/
+ There are no comments
Add yours