«Мамка» в айкидо

Что такое «мамка» в айки?

Раздумывал на днях о мазыкском способе выстраивания себя-Маса, и в русле размышлений подумалось о первом шаге этого строительства – «мамке». Для тех, кто не помнит, или не в курсе, в двух словах поясню. «Мас» — обратное прочтение слова «сам». Высший пилотаж у мазыков — человек, выстроивший себя таким образом, что он является Хозяином своего мира — Масом. Процесс взращивания Маса в себе начинается (!) с построения мамки. Если огрубить, то мамка — это система жизнеобеспечения, работающая без активного участия самого человека в ней. Примерно, как бизнес рантье. И тогда можно заниматься более сложными — духовными и душевными процессами. Мазыки считали, что без мамки заниматься душой невозможно.

Так как, в голове айкидоки любая мысль существует в окружении айкидошных, эту идею в моём сознании тут же облепили мысли об айкидо. Результатом явилась та, что дала тему к этой разсуждалке: «А что такое мамка в айкидо?»

Что такое мамка, скажем, в дзю-до — мне, думается, понятно. Это кихон, это база — как бросковая, так и база перемещений. В современном спортивном дзю-до — это ещё и силовая составляющая плюс выносливость. Обобщая, можно сказать, что мамка — это техника и сила.
Однако, айки, на мой взгляд — особое направление. Это, прежде всего, духовная школа, и будошная составляющая в хорошем айки здорово спрятана. Что хотите со мной делайте, но Вы меня не убедите, что айки, исполненное любым современным мастером от 6-го дана — это будо. Это — эскиз к будо.
И, как это ни парадоксально, но я прихожу к выводу, что в айкидо мамкой является именно будо. Говорю сейчас не об айки мега-мастера «Нимагучи сихана» и, конечно, не о своём айки. Я имею в виду идеальное айки — то, которым хотелось бы и заниматься, и владеть. Поэтому, делайте, пожалуйста, скидку на мой, не слишком высокий уровень понимания этой темы…
Итак, мамка в айкидо — это будо. Почему?

Именно потому, что без мамки в мире Вам не выжить. Без будо айкидо превращается в насмешку, в красивые и непонятные танцы. Это — моё убеждение, не взыщите. Мне нравится установка одного из грандов айкидо, сказанная примерно так: сначала вы делаете иккё своему партнёру по татами, затем — дзюдоисту, каратисту или сумоисту; а потом вам пофигу — кому, ибо вы можете. Это этапы становления будо через старое айки.

Сейчас всё, увы, не так. Айкидоки, дабы не обгадиться, стараются не заходить не только в, скажем, зал бокса, но и в соседнее айкидошное додзё. Печалька… А всё почему? А всё потому, что нет мамки, нет будо. Вернее мамка-то есть, только это не будо, а айкидошный кихон, база. Но об этом чуть ниже.
Итак, мы дошли (в очередной раз) до темы будо. Что это такое? Кому интересен мой взгляд на проблему, читайте эту статью. Всем остальным коротко поясню. Бу-До. Бу — воин, воинское. До — Путь, мировоззрение. В принципе, понятно. Будо — путь воина; воинский путь, основанный на особом мировоззрении. На чём зиждется это мировоззрение? На двух сваях: это отношение к смерти и отношение к тому, что или кого ты защищаешь. В своё время Тамура сихан говорил, что древнее прочтение иероглифа Бу означает «отклонить копьё». Обратите внимание, не воткнуть и не пронзить, а отклонить. Мировоззрение будо — это взгляд человека готового закрыть собой всё то, что он считает своим и правильным, и готов за это драться.

Если Вам любопытен взгляд, изложенный на этом ресурсе, то рано или поздно становится очевидным, что в том или ином виде я стараюсь затронуть и тему правильного отношения к своей (!) смерти, и взгляд русского человека на главные вешки своей жизни. Другими словами, на то, ради чего русский человек готов умереть, как бы выспренно это ни звучало. И тема этой разсуждалки — не исключение.

Продолжаем разговор. Если будо — это мамка в айки, то на неё айкидока должен тратиться по-минимуму. В жизни. Сложность в том, что для этого освоение будо должно быть крайне разумным и тщательно продуманным. До бритвенной остроты! Иначе рабочую мамку не построить. Иначе, в процессе движения к духовным и душевным срезам, к гармонии и ладу в айки никогда не подойти. Параллель с мазыкским виденьем мамки прямая. Попробуйте сейчас выстроить бизнес настолько точно и эффективно, чтобы он начал приносить Вам деньги простым своим наличием. Легко? То-то…

А что я вижу в пространстве айки? Тема будо в айкидо лукаво не затрагивается и не поощряется. Или затрагивается, но с 7568-ю оговорками, превращающими будо в транспарант о грехе прелюбодеяния перед входом в полковой бордель.

Как быть? Как разумно и предельно эффективно построить тренировочный зал в уже существующей трёшке? Выкидывать зал вкупе со спальней? Или идти в Хогвардс, чтобы магически увеличивать пространство? И можно ли вообще что-то выбросить из современного айкидо? Повторюсь, но ответа на эти простые вопросы у меня нет. Ищу… Ибо цель бередит давно.

Вернусь коротко к справедливости.
Справедливости ради, стоит заметить, что очень неплохие айкидоки считают, что мамка в айкидо — это кихон. Здесь, увы, не соглашусь. Дело в том, что мазыкская мамка — это живой и рабочий бизнес, приносящий реальный доход. Живой и рабочий! Соответственно, и мамка — живая и рабочая. Теперь, ответьте мне на вопрос: айкидошный кихон тоже живой и рабочий? Предполагается, что Вы сможете его применить против боксёра или миксфайтера в чистом виде? Не смешите…
А вот будо, как систему, помогающую Вам выжить в реальной драке или словесном отстаивании своих интересов и своей чести в жёстком разговоре с хамом — применить запросто. И значит, добротное будо и есть та самая живая и рабочая мамка.
Теперь самое важное. Что делать правоверным айкидокам, разделяющим мою точку зрения? Не смотря на то, что я убедительно (в который раз) показал свою полную безграмотность в этом вопросе, кое-какие размышления на этот счёт у меня всё же есть.
Нам требуется точное и эффективное будо. Значит, неприметное, как минимум.
Эффективность равна максимальному результату при минимальных затратах. Где её взять в айки, когда преобладают эффектные движения и перемещения?

Во-первых, необходима наработка хороших и плохих позиций («гуд позишн» и «бэд позишн», пользуясь терминологией наших немецких сэнсеев). Причём, сначала нарабатывается «карта» плохих положений и неверных движений. Быстро и добротно это получается через Тело Боли, то бишь, через прописывание ударов и боли. И лишь затем айкидока начинает понимать — что, где и когда есть «гуд позишн».

Во-вторых, понимание светлых и тёмных пространств уке. В реале для атаки используются только тёмные пространства, ибо это максимально разрушительно для врага (используя терминологию будо).

В-третьих, для того, чтобы воспользоваться тёмными зонами уке, необходимо, чтобы он их… спрятал. А для этого необходимо учиться обжаливать уке. Только обжаленный партнёр аккумулирует силу на жале и опустошает те зоны, которые и зовутся тёмными. Осталось только ударить или войти туда.

В-четвёртых, изъять нахрен (и навсегда!) состояние защиты и связанные с этим техники. В айкидо нельзя защищаться! В айкидо не должно существовать состояния защищающегося!

В-четвёртых, ломать дурацкую временную константу при отработке техник. Уке должен стараться всегда атаковать неожиданно. Темп не важен, важен момент атаки. Недаром О-Сэнсэй говорил, что в момент первого контакта всё уже решено!

В-пятых, сбивать чарь (фокус внимания) тори с конечной техники. В трёхтысячный раз исполняя котэ-гаэси, необходимо вспоминать о нём лишь постфактум. Ибо, как только тори знает, что он делает, в это мгновение он и не айкидока, и не будока.

В-шестых, обязательно (!) получать по щам в процессе кейко. Здесь мы пересекаемся с пунктом «во-первых». Ибо, есть знание для головы, и есть знание для мяса (Тели). И это разное знание. Представьте себе собаку и её собачий мир. Он состоит в основном не из зрительных образов, а из запахов. Мир нашего тела состоит не из мыслей и осознанных причинно-следственных связей. Мир тушки состоит из ощущений: тактильных, болевых, тянущих, плотных, нежных и пр. Если тело не получило удара, полагающегося ему вследствие ошибки, оно не учится. Например, не учится понимать, что находится в уязвимой позиции или в неверный момент.

В-седьмых, дозировать плотность ударов и болевых, в зависимости от текучести партнёра. «Недодел» не даёт эффективно учиться. «Передел» забивает сознание ненужными страхами и костыжей.

В-восьмых, работайте ногами, работайте против ног, работайте с ногами. Как говорит дедушка Ватанабе: «Ноги должны дышать!» Потому как, если Вы столкнулись с утырком, у которого за плечами десять лет какого-нибудь хрень-му-до, у Вас не будет ни времени, ни сил, ни возможности прочитать его движение, приладиться к нему и красиво оторвать ему голову чем-нибудь, типа ирими-нагэ. Единственная возможность — отобрать у него ноги. Не могущий привычно ходить, руками привычно драться тоже не сможет.

В-девятых, не давайте стянуть свой чарь. А для этого, как минимум, надо работать не с партнёром, а с МА – с пространством.

В-десятых, постоянно играйте кихоном. Старайтесь не повторять привычные схемы движений и взаимодействий. Пункт, решительно наплевавший на классические айкидошные экзамены. Может быть, именно поэтому Уэсиба экзаменов не проводил.

В-одиннадцатых, не брезгуйте в своём высокомерии (или в своей жертвенности) работой в других додзё и с другими стилями. Конечно, если получается…

И в-двенадцатых, тренируйте дух, тренируйте уверенность в себе и в айки, тренируйте «канаразу» (неотвратимость). Работайте с устойчивыми состояниями. Помните, что айки — это искусство игры состояниями!

Мне кажется, что, если у Вас отзываются эти двенадцать шагов, то у нас есть шанс побороться (хотя бы в своём додзё) с тем, что:
— С одной стороны, будо выводится из айкидошного оборота, превращая хорошую боевую систему в плохие танцы.
— С другой стороны, будо затаскивается в айки из других «будо» (саньда, каратэ, дзюдо, и пр.), ибо другой инфы просто нет. Затаскивается без переосмысления исходных составляющих боевой системы. Кроме того не совсем понятно — это честное будо, или такая же красиво раскрашенная, но картонная фикция. На выходе имеем либо «недо-будо», либо совершенно другую систему (типа, «пере-каратэ»).
— С третьей, уходит мировоззрение айки. Вернее, мы уходим от Исты Айки.

Вот такие грустные мысли…


Кучерук Игорь /апрель 2018 года/

You May Also Like