Достоинство

ДОСТОИНСТВО.
Иньская сторона.

Много лет мне не даёт покоя фраза Ватанабе-сихана о достоинстве, как совершенно необходимом качестве хорошего айкидоки. Что есть достоинство? Зачем оно необходимо в айкидо? И так ли это? Рассуждать буду, как русский человек, во-первых, и как айкидока, во-вторых.

Хочу сразу сказать, что в искомом достоинстве (так, как понимаю его я) нет и не должно быть ни капли гордыни и самолюбования. Это аксиома номер один. Кого интересует моё мнение об отличии гордости от гордыни, рекомендую, для начала, ознакомиться с тематической рассуждалкой.

Итак, достоинство. «ДО-СТОЙ-Н-СТВО». Этимология, безусловно, наивная, но за неимением пипифакса используем наждачку.

«ДО» — приставка, образованная из «приросшего» союза «ДО». Означает:

  • Состояние рассматриваемого процесса «до того, как…» Как во времени, так и в пространстве.
  • Отношение к чему-либо («мне до вас нет дела»)
  • Сверх нормы, до-полнительное до-страивание чего-либо.
  • Окончание, предел или приближение к нему описываемого явления: ехать/доехать, бить/добить, верх/доверху.

В конечном итоге, все перечисленные значения (если не учитывать тонкости смыслов) можно свести либо к предельным значениям чего-либо, либо к движению к ним.

«СТОЙ» — имеет отношение, безусловно, к понятию «стоять». Стоять во всех смыслах. Я уже неоднократно затрагивал эту тему. Тем не менее, повторюсь.

  • Стоять, в физическом смысле этого слова, значит иметь ось, значит растягивать себя посредством двух притивонаправленных спиралей – от центра вверх и от центра вниз. Кихонное айки.
  • Стоять, в метафизическом смысле, значит иметь правильное состояние, соответствующее тому, или иному внешнему окружению, Миру, МА.

Пока я в сознании, эти два среза понятия «стоять» разделить невозможно. Во-первых, они жёстко связаны, во-вторых, весьма существенно оказывают воздействие друг на друга. Этим и пользуются представители любой внутренней школы в методической работе.

«Н» — руна «нужда». В словесные дебри не полезу, скажу лишь то, что разбираемое понятие имеет смысл только в Яви, вы-нуждено, так сказать «по нужде».

«СТВО» — сотворение, створаживание.

Итак, получаем: «доСТОИнство» — особое соСТОЯние, требующее (по нужде) предельно створожить до Яви понятие «СТОЯть». «Стоять» — во всех выше обозначенных смыслах.

В словесном разборе я специально не вдаюсь в подробности состояния «стоять», как корневого, янского для нашего достоинства. Меня на данном этапе интересует, так сказать, иньская его составляющая. Что же это за сторона?

Когда мы говорим «стоять», то рекомендую озаботиться ответом на вопрос: «А на чём стоять-то?» Что это за земля такая, на которой только и можно «стоять»? Переводя на наши рельсы, уточняем вопрос: «Какова основа моего достоинства?» (Ещё раз напомню аксиому номер один – никакого намёка на гордыню!)

На чём может стоять дерево? Живое дерево. На корнях и питающей их почве. На том, что скрыто от посторонних глаз. На силе Нави. Переводя на современный язык, можно сказать, что достоинство зиждется на том, что заложено исподволь, зачастую, незаметно для самого человека. Но, это «что-то» продолжает питать его.

Культура, вера, язык, сказки, преданья и былины, песни и плясы, всеразличная обрядня (включая и народную магию), история народа, рода, семьи, родовичей, любовь к земле, духу этих мест. Слёзы на глазах и ком в горле, как родовая память об ушедших героях земли русской. Скрип на зубах при столкновении с любой несправедливостью. И так далее, и так далее…

Конечно, многое из перечисленного (а ещё больше – из неупомянутого) – задушено нами, или ради нас, или минуя нас. Но мы с этим согласились, раз живём как холопы! Гордость за Русь подменена гордыней. Сознание изъедено инфернальными червями, заставляющими меряться пиписьками вместо того, чтобы делать Дело, чтобы поднимать род, народ, Державу, Землю-Матушку.

Вот вам и достоинство айкидоки. Пока корни не пустишь, пока в свою землю не врастёшь (а в чужую-то и не получится!) – не взрастить истинное достоинство, наполняющее чудовищной и дивной силой. Это касается и айки, и обычной мирской жизни, и поля боя. Что называется, «и в жизни, и в смерти».

В какой-то момент начинаешь приходить к странным выводам по другим направлениям. Народ, питающийся такой навной мощью, просто не может быть завоёванным. В основе своей – не может! Даже если бы захотел. Мистически необъяснимые и совершенно нелогичные военные победы Руси сушат мозги иноземцам. Отсюда нарисованная супостатами история, отсюда трёхсотлетнее иго неведомых монголов, отсюда никогда непрекращающиеся попытки переписать всё, что не укладывается в формулу «русские, в частности, и славяне, вообще – рабы (slave) изначально».

И в заключение, повторю некоторые установки, изложенные в предыдущей рассуждалке. Хотите быть мощными айкидоками, не забывайте о достоинстве. Поднимите голову, расправьте плечи и вдохните Дух этой земли – тогда Вы сможете крепко стоять на ногах.

Ищите и очищайте знания о родной земле и её истории, о своём народе и о доблестных родовичах. Наполняйтесь Ведой и Верой. Помните о том, что каждый Ваш поступок оцениваете не только Вы из Яви, но и ваш род из Нави. Чем оправдаетесь, когда придёт время ответить? А оно обязательно придёт!

И когда сможете опереться на собственные корни, тогда и ощутите ту изначальную силу, что делегировала Вам Русь. Тогда и поймёте – что же такое «ДОСТОИНСТВО»!


Кучерук Игорь /май 2017 года/

You May Also Like