Гордость и гордыня

Сказ про гордость и гордыню.

Gordyi OrelДавным-давно в одном царстве-государстве жил один чудак. И однажды от одного мудрого странника он услышал фразу о гордыне — мол, страшный грех это. И запали слова те в душу. И стал он думать о гордости и гордыне. Слова-то, будто яйца от одной несушки, а смысл не просто разный, он — противоположный (ну, почти)!

Чудак думал-думал и надумал. Вернее, придумал. Придумал, что гордостью можно смело назвать то, что возникает в душе человека, как здоровая реакция на хорошо сделанное дело. Причём, только в том случае, если к этому хорошему делу сам гордящийся имеет непосредственное отношение. Да, чуть не забыл! Важным свойством гордости (по мнению чудака) является небольшой, так сказать, размах этого чувства. Вобщем, гордость о пяти саженях и не гордость вообще. Перебулькал, короче…

Долго ли, коротко ли, но прошли годы в некотором государстве. Понахватал чудак и шишек и шибок. Многое изменилось как внутри, так и снаружи. Одно неизменно: бередит до сих пор его душу тот стародавний вопрос о гордости и гордыне. Знать, не дорешал в своё время сию задачку чудак этот. А ведь как, вроде бы, просто она была решена тогда… Ан, фигушки, по-прежнему нет покоя на душе.

Да, к тому же, пришло время искать ответ на пару простеньких детских вопросов:

— Кто я?

— Зачем я?

И, в поисках ответов, набрёл чудак на повзрослевшее понимание как гордости, так и гордыни. А как набрёл, тут ему под руку я и подвернулся. И поведал дядька этот сказ мне. На сим его Вам и передаю.

Так в чём же общность и в чём различие гордыни и гордости?  Совершенно понятно, что и то, и другое — это очень сильные состояния.

Вот и первая зацепка: сила. Но сила оценивается людьми очень по-разному. В одном случае с уважением. В другом — с раздражением. Что, нешто сила разная?! Думается, не без этого, но дело, всё же, ещё и в другом. Смотрите, ведь недаром же у большинства селян да горожан царства-государства гордец вызывает неприязнь не тем, что он претендует на силу (или, даже, обладает ею!), а тем, что эти претензии незаконны и неправильны. Ну, что-то вроде того, как если бы, скажем, кикимора с Чёрного болота стала претендовать на место самой Бабы Яги. Не по праву. А вот саму Бабу Ягу народ уже вряд ли обозвал бы гордячкой. Даже за глаза. Ибо Баба эта сильна, как раз, по праву.

Итак, запоминаем: гордость и гордыня — сильные состояния. Нет, не правильно сказал… Пока не отделим гордость от гордыни, говорить и писать надобно так: гордость/гордыня — сильное состояние. И задачей нашей является разделение этой сцепки. На этот счёт, у чудака в лукошке нашлась одна зацепка. Эдакая хитрушка-погремушка — языческ… ой, тьфу-тьфу-тьфу! — языковая. Погремим, для начала словом «гордость»:
«Гордость» = «ГОР» + «ДОСТЬ» = достать «ГОР»
«ГОР» ковырнём руницей-вендицей:
«ГОР» = «ЯРОВИТ» + «ОБЩИНА» + «РАДОГОСТ» = «Ярое Достижение Цели» + «Награда как Высший Дар» + «Дар Правильно пройти Перепутье» = Огненный Дар Силы для прохождения жизненного перепутья по Прави.

Значит, гордость — это состояние силы, причём, силы огненной. А огненная природа этой силы подсказывает нам, что дадена (дарована!) она не телу, а душе. И дарована не на халяву, а для благого дела, могущего помочь выбрать правильную Тропу на перепутье.

Идём-бредём дальше. Во след за чудаком нашим — искать другие зацепки.
Дело делу — рознь! Особливо, в жизни современного человека. На щепоть чего-то достойного — пуды суеты и безтолковщины, беготни за блазнами и манками Чернобога. Но и в том (достойные дела), и в другом случае (суета да дрянь всякая) для «деланья» нужна сила.

Два вопроса: «Где бы ею разжиться?» и «Чем платить будешь, милок?» Вопросы не простые. И ответы у каждого свои. Как и многие до него, наш чудак искал свои ответы. Нашёл ли, нет ли — мне не сказывал. Намекнул токма. Мол, ищи, мил друг, ответы в той сторонке, где спрятаны два источника силы — тёмный да светлый. И найдёшь их не по запаху, и не по цвету. По гордости и по гордыне! Сила — и там, и здесь. Приложение разное. Да и плата также здорово разнится.

Теперь о деле. Нет, не так… О Деле!

Самым важным Делом в жизни человека — это Дело всей его жизни. Это Предназначение! Это Скума! Но Скума — слишком глобальный проект, чтобы говорить и мыслить о ней категориями житейских дел. Скума, если верить знающим старикам, зачастую, растянута на много-много воплощений. То бишь, даже если человек вышел-вызрел на понимание своего места в жизни, своего Предназначения, даже если он пашет в этом направлении полжизни, всё одно его продвижение к Скуме за всю жизнь может быть ничтожно по сравнению с масштабом самого Предназначения.

И гадость в том, что само осознание масштаба Задачи, с одной стороны, и тщеты и ничтожности всех достижений человека за всю его жизнь, с другой, — лишает и надежды, и силы. Это плохо. Сила нужна! Хотя бы для того, чтобы не сдаваться, чтобы биться за себя и за своих, чтобы не продавать Душу, чтобы и двигаться к Свету, и помогать попутчикам!

Размах Задачи Предназначения предполагает ещё и огромное количество подцелей, провешенных на Пути. Для достижения каждой из подцелей требуется масса дел поменьше. Но главное, что всё это уложено на Пути Своего Предназначения (помните сказ о равновесности Добра и Зла и параллели Скумы и гати через болота?). И тогда, каждое из этих дел — правильное. А если, к тому же, оно сделано и сделано хорошо, по Прави, то Светлые Боги даруют толику светлой благодати. А вот уже благодать вселяет в сердце человека как надежду на будущее, так и даёт толику силы для дальнейшего движения к Свету. И гордость может сопровождать эту силу.

Охотно допускаю, что есть настолько чистые и светлые люди, что гордость для них — скорее помеха, чем помощь в Пути. Но для простого крестьянина гордость (в правильном её понимании) — это серьёзная подмога Душе.

Предвижу возражения о том, что очень легко заиграться с гордостью. И отчасти соглашусь с ними. Потому, как слишком мало хороших дел у нас «по душе», по сравнению с успешными делами «по мясу». А сила-то нужна! А гордиться-то хочется! А похвалиться-то трэба! А разницы-то не слышим! Вот и принимаем за благое дело всё, что угодно. А тут ещё и подпевалы найдутся, это которые всегда вовремя подпоют и восхитятся успехами, да удачами. И чем выше человек стоит, тем громче и стройнее хор. И глушит, и глушит хор этот громогласный голосок совести слабый. И всё тише и тише робкие движения Души куда-то к Небесам да ветру свежему… Н-да, страшная быль…

Но мы-то с вами, ребятки, сказку сказываем — нам полегше. Не забыли ещё, что ищем мы корневое отличие гордости от гордыни? И, кажется, ищем где-то очень близко.

Конечно, дабы избежать встречи с одной госпожой, можно отказаться от помощи другой. На всякий случай. Не рискуешь свалиться в гордыню, хотя и становишься слабым. Да и слабость, в конце концов, можно объявить добродетелью (гляньте, к примеру, на некоторые айкидошные додзё). Каверза в том, что аргументированной слабостью можно прикрыть всё — свою лень и трусость, например. И подвести под это дело мощную философскую платформу. Это выбор. И не нам судить этих людей. Нам искать свой Путь — своё Айки!

Конечно, силу можно искать и в других источниках (не токма в гордости/гордыне). Но, что-то подсказывает мне, что любая сила может макнуть в гордыню. И зависит это не от силы, а от человека. От его выбора.

Но можно от гордости не отказываться. Вернее, так: можно гордость себе не запрещать. В этом случае человек получает дополнительный источник силы для правого дела. Но есть тонкость. Чтобы не вильнуть в гордыню и не увязнуть в ней, нужен компас — Душа (а стрелкой этого компаса является Со-Весть). Поэтому, если нашёл дело «по душе» и если сделал его «от души», то можно искренне порадоваться (пока избегаю слова «погордиться»). За себя — потому, что не дрогнул. За других, потому, что кому-то стало чуточку легче и светлее. Но это — если ещё не нашёл своей Скумы.

При условии же понимания своей Задачи Предназначения, дальше двигаться значительно проще. Если задуманное и правильно сделанное дело лежит в русле Предназначения, если к Скуме продвинулся ещё на шажок, и при этом испытываешь состояние, похожее на гордость, то это состояние имеет право так называться. Удачное же дело в любом другом направлении наполняет человека гордыней.

Однако, раз за разом мы приходим к пониманию того, что крайне немногие из ныне живущих озабочены поиском ответов на два выше озвученных вопроса («Кто я?» и «Зачем я?»). Посему, единицы пытаются (осознанно!) выйти на Задачу Предназначенья. И, совершенно очевидно, что лишь некоторые из них на Скуму выходят. К сожалению… Отсюда становится понятно, что там, где повествование этого сказа касается Скумы, практическая польза от прочитанного для большинства — ноль. И как же тогда определиться с гордостью/гордыней человецам, которые пока лишь в поиске Скумы?

Из того, что мы уже приоткрыли и осознали — это дела «по душе». Это раз.

Далее начинаем подтягивать айкидошные наработки (надеюсь, никто не забыл, что находится на страничках айкидошного сайта?). Всегда начинайте дело в правильном состоянии — в состоянии «хорошего коккю». Выражаясь айкидошным языком, задумывая какое-то дело, Вы творите пространство Ма. И пространство это наполняется содержимым Вашего же сознания (в основном, конечно). Если Ваше состояние оценивается как «так себе» или «полная ж…», то войти в дело правильно не получится. Плотности в сознании — это плотности в Ма. А, раз Ма — плотное, то сквозь него не слышно Мира (извне) и не слышно Души (изнутри). В этом случае, совершенно невозможно сказать — «по душе» дело, али нет (Душу-то не слышно!).

Итак, подводя промежуточный итог, нужно отметить, что входить в любое дело надо стараться на расширении, в радости. В японской традиции — в состоянии «хорошего коккю». Тогда Ма будет приближаться к Ма-Ай! Это два.

Тропим за чудаком дальше. В айкидо есть такое понятие, как сабаки: мотивированное движение. Переводим на правильный русский. Сабаки — осознанное и наполненное намерением движение либо человека целиком, либо отдельных частей его тела. Задумывая какое-либо дело, кажущееся Вам правильным, убирайте суету — творите сабаки. Двигайтесь разумно и с намерением! Это три.

Если гордость вызвана сравнительным анализом своих/чужих действий — это однозначно гордыня! Скума не требует сравнения с другими. Скажу сильнее, Скума не терпит сравнения с другими! Хотя бы потому, что Скума — Задача исключительно личная. Любая попытка сравнить свои скумные дела (или просто дела «по Душе») с кем-либо или чем-либо теряют всякий смысл, ибо привязываются не к вашей Высшей Цели, а к чьей-то. Даже если эта «чья-то Цель» безподобна, восхитительна и грандиозна. НО ЭТО ЧУЖАЯ ЦЕЛЬ! Изумительным комментарием к этому подпункту является фраза дедушки Ватанабе: «Никогда не копируйте моё айкидо! Всегда ищите своё!» Это четыре.

Но от темы сравнения мы пока не уходим — богатая полянка.

Сравнивая себя с кем-то, мы вынуждены привносить оценки: хорошо/плохо, выше/ниже, духовно/бездуховно, правильно/неправильно и т.д. Ощущение «гордости», при подобном сравнении, возникает только при «плюсовом» распределении оценок относительно себя любимого: «Я» — лучше, духовнее, правильнее и светлее. Соответственно, «они» — хуже, бездуховнее, ниже и темнее. Набор, относящийся к «они» формирует состояние осуждения (ибо сверху вниз, из плюса в минус). А осуждение — первый признак гордыни. И это пять.

И, наконец, о размерах и масштабах. Перечитайте или вспомните начало сказа — то место, где чудак вывел свои первые, так сказать, молодецкие представления о гордости и гордыне, то место, где говорится о размахе этого чувства. Гордость не может быть масштабной и великой. Если она такова, то это уже гордыня. Но почему?

Начнём, опять-таки, со Скумы. В силу того, что Задача Предназначенья настолько велика и неохватна, по сравнению с кратким мигом очередного воплощения, то любое, даже очень мощное и светлое дело, на которое потрачены огромные физические и душевные силы — всё одно ничтожно по сравнению с масштабом Скумы. А значит, и гордиться-то особого повода нет. Ты просто сделал что должно. Соответственно и «амплитуда» гордости не может быть большой (в отличие, как раз, от гордыни, которая может быть просто космической). Это шесть.

И, в заключение, о седьмой («Семь раз отмерь…») отличительной составляющей. Разговор пойдёт о собственном сознании, которое наличествует и у гордости, и у гордыни. Вернее, о взаимодействии этого сознания с моим (или Вашим). Вопрос крайне непростой, посему пойдём ступеньками.
1. Вспоминаем «Лествицу нисхождения Духа в Материю» по представлениям мазыков:
Знание -> Со-Знание -> Сила -> Движение -> Жизнь -> Тель
Что такое Знание? Это Макрокосм (по-гречески) или Бог (по-русски). Значит, моё и Ваше сознание наполнено Богом. Но не в открытом, так сказать, доступе. Бога в себе надо искать, открывать, слышать. Для этого можно использовать массу орудий. Я напомню о трёх:
— ВЕ-РА
— Со-ВЕСТЬ
— КРЕС-ение (очищение/мисоги)
2. В этом Мире нет ничего, чтобы не включало в себя в качестве первоосновы, Бога. А значит, любое явление, любая сущность, будь то козявка или булыжник, обладает собственным сознанием. Самая тонкая и светлая часть этого сознания — это Бог (Знание), самая жёсткая и твёрдая — это тело (Тель). Гордыня/гордость также имеет своё «сознание».
3. Собственное сознание гордости/гордыни имеет две части:

— Собственную (назовём её гвором).

— Коллективную (а это пусть будет стодом или эгрегором).

И та, и другая борется за выживание (как и любая стабильно существующая система, поверьте бывшему системотехнику). И та, и другая не является исходной составляющей моего «Я». То бишь, они являются, строго говоря, формами одержания. С православной точки зрения — одержания бесами. С ведической — посторонними духовными (не в смысле – высоко духовными), «навными» сущностями. Но, и там, и сям — это не слишком хорошо.

Особенно нехорошо обстоят дела с коллективной составляющей гордости/гордыни. Потому, как воздействие на моё сознание происходит неявно, во-первых, и сложно определимо, во-вторых. Нужно всё время быть начеку. Как в царстве Кощея — любой боровик и любая земляничка может быть отравлена.
4. Разберём те части гордости/гордыни, что мы назвали их собственным сознанием. Во-первых, надо понять — одержание моего сознание осуществляется гордостью или гордыней? А, может, и той, и другой? Во-вторых, увидеть природу одержания. В-третьих, принять решение: чистить или нет? В-четвёртых, осознать — КАК чистить? В пятых, выделить запас сил на всё это. И лишь в-шестых — выкресить. Всё описывать не буду — я же сказку рассказываю, а не диссертацию защищаю, — но кое-на-что намекну.

Как происходит одержание? Через боль! Ударил, скажем, Иван-дурак цесаревича Елисея. Несправедливо ударил, больно. В Елисее образовались две дырки — одна в теле (в виде фонаря под глазом), другая — в душе (в виде обиды на Ивана, да в виде унижения от дурака). Сознание Елисея тут же затыкает дырки сии. Телесную — раскруткой локального метаболизма (фонарём, по-русски), а душевную пузырём-гвором. На момент затыкания — пустым пузырём. Но природа, она ж не терпит пустоты. Вот и лезет в гвор всякая близлежащая дрянь, типа боли, ненависти, обиды и прочих плотностей. Плотности забили гвор и сделали его плотным и прочным. Теперь у цесаревича Елисея хрен получится его выковырять, а значит, так и будет бедолага ковылять по жизни с этой заплатой. Потому, что гвор этот, как подсистема, будет дышать тем же воздухом, что и остальная система, и будет жить по тем же законам. То есть, будет бороться за свою жизнь, будет мешать ковырянию себя с целью удаления (гвора) и оздоровления (Елисея).

Пришла пора оглянуться на Русь-матушку, так сказать, в историческом разрезе.
Обратите внимание на то, что в сознании русского народа гордость и гордыня наполнены диаметрально противоположным содержанием. Зная, что ничто и никогда не хранится в коллективном сознании огромного и древнего народа просто так, что «случайности не случайны» приходишь к следующему:

— Гордость наполнена Светом и Радостью, гордыня — себялюбием и тьмой.

— Гордость неразрывна с пониманием Воли и Долга, гордыня связана со свободой и обязательствами.

— Гордость всегда связаны с «Мы», в то время, как гордыня — всегда с «Я».

— Гордость наполняет народ и землю Силой, гордыня же прибавляет земных сил, но отнимает Силу Бога.

(Ни одно из этих четырёх утверждений осознанно не раскрываю, ибо слишком ёмко, ибо не пришло время, ибо хочется, чтобы уважаемый читатель также поисследовал эти темы и пришёл не к моим, а к своим выводам).

А теперь, в свете сказанного, ответьте на вопрос: «Может ли гвор, образованный болью, быть заполнен гордостью?» Никогда! Посему — это однозначно, гордыня! Пытаясь разобраться с корешками этого сорняка, требуется понять — ЧТО за боль наполняет гордыню? И опять-таки, выходим на оценку и сравнение с другими по стойлу. Почему такое с нами могло произойти? Когда?

Детство. Требования старших быть хорошим. Чтобы тебя не наказали. Чтобы, в итоге, войти в общество и жить там долго и счастливо. Как стать хорошим и не стать плохим? «…Кроха сын пришёл к отцу, и спросила кроха: «Что такое хорошо, и что такое плохо?»…» Папа, конечно, отвечает, чем протягивает крохе самое простое и понятное орудие: сначала сравнение, затем оценка: либо хорошо, либо плохо. Всё, можно отпускать. Теперь маленький жеребёнок сможет найти и кормушку, и достойную компанию (если, конечно, ему удастся стать «хорошим»).

Но! Ребёнок мал, слаб, простодушен и неопытен. Почти все первые оценки себя «в минус» (может быть именно поэтому, дети в песочнице меряются папами). Учитывая тот факт, что дети — существа, как правило, безжалостные, и бьют очень больно, то можно понять жизненную необходимость хоть каких-то успехов, удач, хороших оценок от пап, мам, тёть и дядь. И сознание крохи расщепляется. Одна его часть ищет замены настоящим победам. И они находятся в мире символов. У детей одни жупелы побед (сначала машинки и всякие барби-фёрби, затем гаджеты да крутые тряпки), у взрослых — другие (см. рассуждалку о символах), но сути это не меняет. Поиск и добыча оценок «хорошо» неизбежно приводит чадо в царство Кощея. Сейчас скажу «дичь»: это правильно и необходимо! Да, да — пройти царство Кощея необходимо! (На вопрос «Почему?» попрошу поискать ответ самостоятельно.) Важно — не заблудиться в нём и не завязнуть навсегда!

Далее. Вторая часть сознания крохи занята затыканием дыр в обороне (когда победить не получилось, макнули в песок и отобрали игрушку), то есть создание гворов гордыни. И в каждом таком гворе присутствует стержневая злая мечта: «А я всё равно победю! И когда я победю, то все увидят — какой я сильный и хороший!» Именно эта детская мечта и помогает в в дальнейшем программировании неплохих, вобщем-то, людей. Как?

Что происходит, когда собираются в одном месте, скажем, тыща фанатов «Спартака»? Их сознания, вернее общие части этих сознаний, — объединяются. В данном случае, сливаются фанатские гворы гордыни, образуя коллективный гвор, который мы назовём уже стодом или эгрегором (гордыня, но общая). И стод тоже хочет жить и развиваться. И он тоже будет защищать себя и свою жизнь от посягательств. Теперь толпа фанатов являет собой не арифметическую сумму сознаний Спиридонов, Филиппов и Назаров, теперь это уже другая сущность — огромная и сильная, способная управлять толпой. Вне этой толпы какой-нибудь Аристарх — тихий и трусоватый мальчик, внутри же — берсерк, способный пластиковым флагштоком от спартаковского флага свалить полицая с лошадью. Стод — это колоссальная сила! Да и манипулировать ею — раз плюнуть (вспомните одесскую Хатынь и футбольных «ультрас»).
Так что, как ни крути, но приходишь к тому же — и здесь поселилась гордыня. И рождена она тоже болью — ощущением слабости и неполноценности, одиночества и ненужности.

И вот на этом самом повороте нашего сказа подобрались мы к пониманию той странной мудрости, с которой, собственно, и начинали: «Гордыня — самый страшный грех». Ведь теперь мы с Вами знаем, что гордыня, являясь самостоятельной и чужеродной сущностью, обладает своим собственным сознанием. И сознание это будет драться за свою жизнь. Вопрос: «Как?» Ведь, ни рук, ни ног у него же нет?!

Очень просто. Гордыня не позволяет себя обнаружить и вычистить. Принцип работы классического компьютерного вируса. И в рамках «закосить под своего», и в рамках размножения и захвата новых территорий (гворов). И что же получается? Гордец не способен увидеть в себе этого мелкого беса, а значит, продолжает считать себя совершенным и безупречным. Гордыня очень качественно блокирует любую попытку осознать себя несовершенным, а свои поступки — ошибочными. А значит, не даёт человеку ни единого шанса на очищение от себя. Вирус, паразит, червь. Именно поэтому гордыня — самый страшный грех практически по любой вере!

Вспоминаем параллель с Дьяволом. Самое действенное оружие сатаны — это убедить людей, что его нет! Ай, молодца!

А теперь дружно возьмёмся за эту параллель, да растянем её. Можно спорить о том, одержание гордыней — это одержание бесом? Или гордыня — это изумительное (из-ума то бишь) орудие в руках бесов? Но интереснее увидеть, КАК в современной Руси мы своей гордыней кормим бесов из царства Кощеева. Рассуждалку о символах перечитали? Тогда и говорить-то, собственно не о чем. Битва за символы — это битва за понты. Но понты и есть символы, какой же смысл в них Кощею? Да никакого! Кощею не понты нужны, ему нужна сила! Твоя сила! Сила тёмного источника с явным запахом гордыни, которую ты взял взаймы, хотя думал, что на халяву. И за неё надо платить! Чем?

Тем, что прогадил жизнь себе.

Тем, что не вывел на Свет своих.

Тем, что сила, отданная Кощею и потраченная на гонку за блазнами — это сила, украденная у Добра.

К концу нашей сказки-рассказки оглянемся направо, да налево, поглядим вниз, да подымем взор свой пытливый под облака. Так во что же превратили мы Русь Матушку?! Правильно — в царство Кощея! И ка-а-ачественно превратили-переворотили! Закрыта таперича Мать-Сыра-Земля от  взора Творца — Рода-Всебога — пеленами разными. И одна из пелён очень уж похожа на рассматриваемую нами. На гордыню. Зададимся вопросом: «Каким Кощей хотел бы видеть русича? Идущим по Тропе Скумы али бегущим коренником в упряжке, гружёной кощеевым златом (твоей и нашей силой)?»

Ответ очевиден. Человеком, искренне ответившим на вопросы — «Кто я?» и «Зачем я?» — невозможно манипулировать. Им можно только у-ПРАВ-лять, а значит, двигать по Прави. Что, как Вы понимаете, совсем не в интересах Тёмных. Им нужны вьючно-ездовые клячи да ишаки. Чтобы всё «развитие» на Руси ограничивалось вознёй в стойле за право быть первым у кормушки и тусить там, где собираются «благородные» клячи, взирающие горделиво на лошар-ишаков. Тут Вам и природа пелены над землёй нашей. Тут Вам и повод подумать над вечными русскими вопросами: «Кто виноват?» и «Что делать?»

 


Кучерук Игорь /сентябрь 2014 года/

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники