Начну с основ своего мировоззрения. На данный момент, конечно.
Пространство – Черноба или Инь. Время – Белоба или Ян.
Теперь о сути. Как айкидока собирает своё айкидо? Сначала осваивает то, что делают руки. К сожалению. Если руки не дотягиваются – только тогда начинает двигать ногами. Оперативки и на ноги, и на руки не хватает. Увы №1. Поэтому, сначала – руки, потом – ноги, а уж затем, по остаточному принципу – всё остальное. Это современная норма. И в нашем додзё тоже. Увы №2. Ничего фатального в этом нет. Всё исправимо.
Однако, слегка приторможу и поясню. Когда вьюнош смотрит на «ютюбе» мастера айкидо, его сознание стянуто красивыми движениями. Часто он видит удары руками и ногами? Нет, не часто. Если точнее, то практически никогда. Что произойдёт, если вьюнош доберётся до додзё и станет заниматься айки? Он начнёт подсознательно копировать мастера. Так, как понимает, и так, как видит. Что имеем на выходе? Он хочет хитромудрым движением левого мизинца бросать оппонента направо и налево, во-первых, и он хочет всех бросать направо и налево (то есть быть тори), во-вторых. Получаем «ручного» тори (от фразы «работать руками»). Этой темы я касался достаточно подробно в разсуждалке «Золотые ручки тори».
Что думается мне?.. В пику выше описанному, мне нравится работать на татами с «ножными» уке – ребятами, пытающимися правильно ходить, и получающими радость от работы уке. Однако вижу – с каким трудом людям даётся это самое понимание главенства ног над руками, главенство предварительных движений над окончательными и главенство тонкого над грубым. Таким образом, в моём понимании, человек к главному вызревает через ерунду. Не судите строго, но в айкидо это слишком отчётливо заметно.
Та же самая ерунда и в освоении пространства/времени. Я слегка затронул эту мега-ёмкую тему в разсуждалке «Свое-Времен-Ность». Кому любопытно, милости просим. Однако, нас интересует ось. К ней и перейдём, держа за скобками всё выше сказанное. Но, как и в приведённой статье, отталкиваться будем от «пространственных закономерностей», дабы понять «временные».
Итак, мы с Вами, как айкидоки, осваивая Чернобу (Инь), то бишь пространство, должны удерживать в сознании несколько основ. И одна из них – это ось. Начинаем, конечно, с самой простой её разновидности – геометрической вертикали. Выполняя любое техническое действо, мы пытаемся максимально долго и сколь-нибудь эффективно сохранять вертикаль. Причём, и как тори, и как уке (с поправкой на тот факт, что тори пытается отобрать ось у уке, выполняя кудзуси). Об этом говорят все здравомыслящие инструкторы практически всех будо. И в айкидо для этого существует масса инструментов.
По уму, конечно, начинать надо не с кихона (в общепринятом – техническом смысле этого слова), не с приёмов и бросков. Начинать, как мне кажется, нужно с понятия «стоять». И дальше — всё строго по дедушке Ватанабе: сначала «стоять», затем «ходить», потом «дышать» и лишь в самом конце – «творить айки». Однако, нас никто не спрашивал, и в пространстве современного айкидо вертикаль встраивается в занимающихся по мере освоения базовых техник. Причём, для народа техники важнее оси. Увы №3.
Осваивая вертикаль, на определённом этапе начинаешь понимать, что ось – это не геометрия. Ось – это функционал! А значит, это уже не пространственная, а пространственно-временная характеристика. Можно быть завязанным в тройной морской узел, но сохранять ось, а можно обладать вертикалью, но не иметь оси. Лично я вообще сторонник идеи, что Ось – это правильное состояние, рождающее правильные ощущения.
Теперь настала пора поговорить о той составляющей оси, которую я называю временной осью. Если позволите, предложу свою версию. Временная ось скручена (или свита) с пространственной, как и положено Белобе и Чернобе в нашем Мире. Чтобы хоть что-то понять в этом тумане, отважимся пространственные закономерности набросить на временные. Как строим ось в пространстве, так (по логике) должны выстраивать ея и во времени. Приступим.
1-Пространство) Ось, как вертикаль, добротно строится через вытягивание себя по двум противоположным векторам: спираль из центра /вихторы/матицы/сэйко-тандена сквозь пятки вниз, и спираль из центра/…/тандэна через межключичную впадину (ещё точнее — через верхнюю часть грудины) вверх. Здесь есть методические разночтения. Тамура-сихан в качестве верхней точки давал макушку и говорил об оси, как о вертикали. Ватанабе-сихан говорил про силовую ось и давал именно межключичную впадину (справедливости ради, надо отметить, что про вертикаль и макушку говорено тоже предостаточно). В моём понимании, когда мы говорим о силе оси, мы пространство и время уже свили.
1-Время) Если строить временную ось, то нужны два разнонаправленных вектора во времени. К сожалению, узоры времени (см. книгу Владимира Серкина «Хохот Шамана») мы рисовать не можем, да и представить себе такое действо не всем под силу. Остаётся прошлое и будущее (я бы уточнил – грядущее). Растягивание себя по этим направлениям, как мне представляется, это искать прошлое своего народа и, одновременно, пробрасывать его в грядущее. Через то, что мы с Вами сделали для этого здесь-и-сейчас. Через изучение языка (в моём случае – русского), через наследие в виде сказов и сказок, былин и побасенок, пословиц и поговорок, припевок и песен. Через Веру и Веду! Это, что касается меня, как части огромного народа. Но я, одновременно, и часть своего рода. Надо перестать быть «Иванами-не-помнящими-родства». Ищите корни, врастайте в них и опирайтесь на это духовное наследие!
С грядущим сложнее. Хотя бы потому, что сейчас мы с Вами живём одним днём. А если и копим что-то, то в основном деньги. В худшем случае, на новую машину, а в лучшем, чтобы передать накопленное детям. Потому и стягивает нас по временной оси в Чернобу, в тёмную Навь. Ничего удивительного. Увы №4.
Примечание №1: посмотрите, как эффективно пользуют китайцы временную ось. Сначала придумали себе пятитысячелетнюю (и даже семитысячелетнюю!) историю. Через три-четыре поколения свято в неё уверовали. Пашут, как кони, здесь-и-сейчас. И проецируют свою Поднебесную ещё на тысячелетия в будущее. Результат налицо! Этот принцип называется временным оружием.
2-Пространство) Если я строю вертикаль, то, к сожалению, строю её через мышечные напряжения. Слежу за прямой спинкой, тазом, ногами, затылком и пр. Пытаюсь перестроить то, что получается неважно, или закрепить то, что удалось. Организм в напряжении долго находиться не хочет, а посему забывает про «вертикальные муки» и сваливается в привычное согбенное состояние. Айкидока периодически вспоминает, что он – айкидока, и даёт люлей своему организму. Периодически. Так, подёргиваясь между напряжением и забывчивой ленью, я и пытаюсь работать с осью. И если желание обладать вертикалью огромно, то я буду вспоминать про неё всё чаще и чаще, и фазы удержания этого состояния будут всё дольше и дольше. А результат – всё устойчивей.
2-Время) Декорации те же. Акт второй. Посмотрите, как мы раскручиваем, например, юлу. Толчки должны постепенно убыстряться (либо частота толчков – константа, но сила каждого последующего должна увеличиваться). Если мы поддерживаем частоту вращения (а значит, и устойчивость юлы – ось!), то толчки рукоятки идут с постоянной частотой и неизменной силой. Причём, если я буду «качать» ручку юлы, скажем, раз в три минуты, то юла неизбежно упадет, и я потеряю её ось. Значит, мало постоянного импульсного усилия, необходимо, чтобы оно было больше определённого значения.
Тот же принцип и с временной осью айкидоки. Если я считаю, что тренировки в моей жизни являются событиями правильными и безупречными, я сначала должен раскрутить свою «тренировочную юлу», а затем поддерживать её скорость на постоянном уровне. Например, я пришёл к выводу, что одно занятие айкидо в неделю – классный вариант, с точки зрения экономии сил, времени и денег, но результат на выходе неутешительный. Юла падает. Повысив мои вложения в айки, принимаю решение о трёх кейко в неделю и получаю хороший результат – юла раскручивается и держит ось уверенно. Поэтому, кровь из носу, я должен придерживаться этой схемы. И чем жёстче график*, тем прочнее моя айкидошно-временная ось.
И таких событий «в жёстком графике» в жизни человека может (и должно) быть много. Например, зарядка. Или баня. Или семейный обед. Повторюсь, если Вы считаете то, или иное периодическое событие в вашей жизни правильным, вводите его в «график» и придерживайтесь его неукоснительно. «КАНАРАЗУ», мать его!
Примечание №2: русские праздники. Переход ряда церковных праздников с постоянного солнечного календаря на переменный лунный играет против нас. Увы №4. Народ становится слабее, а временная ось – хлипче. От нас отрезают огромные куски, которые постепенно гниют, отмирают и исчезают: сначала этруски, венеды и лютичи, затем руги, пруссы, литва и русины, сейчас уже украинцы и белорусы.
Итак, подведём предварительные итоги (окончательные будем подводить в посмертии). Зачем нужна ось? Для дееспособности, во-первых, и устойчивости к внешним неблагоприятным обстоятельствам, во-вторых. Наша ось свита из двух жил: пространственной и временной. Разделить их невозможно, но можно и нужно укреплять и упружить каждую из жил. И если с пространственно-вертикальной составляющей более-менее понятно, то с временной – полный мрак. Был. Сейчас, по крайней мере, для меня, туман начинает рассеиваться. Повторюсь, ибо важно: устойчивость, упругость, правильное движение при прохождении плотностей и испытаний – вот, что даёт ось. Причём, это относится и к отдельному человеку, и к клубу или фирме, и к огромному народу. Хотите быть сильными и достигать правильных и светлых целей – «качайте» ось!
И ещё одна немаловажная деталь работы с осью. О ней я упоминал в начале повествования. К главному мы приходим через фигню, к знанию — через ошибки и ляпы. Не судите строго, но (в данном контексте) вертикаль — фигня. Однако, без неё к оси, как к состоянию, свитому из временной и пространственной составляющей, не перейти. Сначала — пространство, потом — время.
Отсюда, учитесь организовывать пространство вокруг себя. В доме, где живёте, на рабочем месте, на рыбалке, в бане, в багажнике своей машины и т.д. Пока эта пространственная ось-функционал не создана и не укреплена, мы с Вами никогда не сможем перейти к работе со временем. Не забывайте этого!
P.S.
*Мне могут возразить искушённые айкидоки: если истинное айки вне догматов, а жёсткий график дел – это супер-догмат, то, как же разрешить это противоречие?
Как мне думается, парадокс – кажущийся. Жёсткое расписание требуется тогда, когда мы с Вами раскручиваем ось. Мы слабы, но хотим стать сильнее и функциональнее. Нужен кихон, база, жёсткий график. Для кого-то – на всю оставшуюся жизнь (а то и не одну)!
Но, в какой-то момент вызревания мы слышим, что силы достаточно, а дееспособности и устойчивости всё одно недостаточно. Много лишних движений и трат, вызванных неточностью и несвоевременностью. Суета, как говорил старик Экклезиаст. И, как ни парадоксально, в разряд суеты переходят некоторые из тех движений, что делались нами в жёстком графике. Почему? Да потому, что жёсткость чего бы то ни было – это та самая скорлупа, внутри которой можно взрослеть и становится на ноги, но нельзя двигаться и жить. Потому, что этот «график» придумали себе мы сами. А Мир движется по своему «расписанию». И в какой-то миг нужно отказываться от «своего» и переходить к попыткам услышать «расписание Мира» или ПРАВЬ. Только тогда поступки и дела становятся, во-первых, по-настоящему ПРАВильными, а во-вторых, очень эффективными и точными. Однако, это пока впереди!
Кучерук Игорь /апрель 2017 года/