Соревнование и айкидо

 

Соревновательность в айкидо.

 

TenkanНачну прям-таки с татами.
Достаточно известным фактом из айкидошной жизни является жесточайший запрет Основателя на любое проявление соревновательности. Настолько жесточайший, что (по слухам) стоял под номером один в перечне правил поведения в додзё, где Уэсиба проводил кейко.

А теперь пойдём поступательно.
«Со-РЕВНо-вание» от «РЕВНо-сть».
«РЕВНо-сть» от «РАВНо-сть». Или наоборот. Собственно, нам это и не очень важно, так как основной целью рассуждалки является попытка выяснить посредством русского языка — чем же со-РЕВНо-вание не угодило японскому дедушке?

Итак, ревность и равность. Разница в одну букву. «Е» или «А»? Как всегда, ковырнём руницей-вендицей. (Справедливости ради, стоит отметить и понятие «рОвня» через руну «Община», выпавшее из этого рассмотрения). Для лучшего осмысления дальнейших рассуждений, краткую характеристику целевых рун приведу сразу:

«рАвность»
Звук «А»
Руна «Аз»
Ключи: Алатырь, первоэлемент, изначальное, эго, сознание, «Аз есмь».
Смысл: Точка опоры, маковки мировоззрения.
Низш.: Эго, самодостаточная замкнутость на себя.
Сред.: Самодостаточность, возможность положиться только на свои силы.
Высш.: Вершина как символ Цели.

«рЕвность»
Звук «Е»
Руна «Руевит»
Ключи: Руевит (бог плодородия, бог-воин), сбор/пожатие плодов, оборона, взыскание, кара.
Смысл: страда как смертная битва за урожай (коса – символ и страдника и воина), защита плодов, сознательная жертва частью урожая на благо Рода.
Низш.: Воин, как каратель или палач, бесстрастный и безжалостный, почти хирург.
Сред.: Расчёт и рассудок, цель всегда оправдывает средства.
Высш.: Огонь надежды даже в ситуации проигранной войны, что всегда приводит к возрождению.

Так как и звук «А», и звук «Е» — оба под ударением, то «смысловой запах», привносимый этими рунами, достаточно силён (хоть и не определяет, конечно же, смысла слова целиком). А значит, опираясь на руницу, можно попытаться ухватить коренное отличие «рАвности» от «рЕвности». И заключается оно в факторе действенности по отношению к собственному «Я»:

  • Руна «Аз» привносит в «рАвность» некую сравнительную созерцательность, оценочность.
  • Руна «Руевит» наполняет «рЕвность» воинственностью, ибо мы имеем уже битву за своё «Я», за свою самость (конечно, на том уровне, на каком мы сами всё это воспринимаем).

Отсюда можно выйти и на осознание ревности, как состояния. Как мы уже увидели, ревность — это состояние битвы — битвы за пространство своего «Я». И если в это пространство включены другие люди, имущество и даже символы, то мы бьёмся за всё это «содержимое» с одержимостью фанатиков (низшее воплощение руны «Руевит»). Ревность, так её растак!

А вот если в пространство моего «Я» включено истинное, ненаносное, изначальное «Я» — Дух и Душа, — то битва за них приобретает совершенно иной характер. Яростный! Ревностный! И описывается эта битва уже высшим воплощением руны «Руевит» — Огонь Надежды всегда приводит к Возрождению! Даже если битву за Душу в этом воплощении ты, практически, проиграл.

Теперь вернёмся к тому, с чего начали — к айкидо и татами.
Почему нельзя вести «ревностную битву» в додзё? Чем плоха со-ревновательность?
1) Практически любой из нас внутренне нечист и крив (в соответствии с внутренним наполнением пространства нашего «Я»). Замахиваться на высшие воплощения рун — глупо. Тут бы из низших выдраться. Любая соревновательность неизбежно приведёт к битве двух (и более) эго за мусор, за тлен. За то, что отягощает наше Ма, за то, что не позволяет сотворить из него Ма-Ай.
2) Битва требует сил и трат. Победивший в этой битве закрепляет выигрыш в пространстве своего «Я» (мусора станет больше и запахи сильнее). Проигравший будет копить или боль (плотность) поражения, или силу (скорее, напряжение) для реванша. При этом оба – обезсилены.
3) Любая попытка силового воздействия на составляющие нашего «Я», рождает автоматический спазм силового же сопротивления. Сила на силу (напряжение на напряжение). Жёсткость на жёсткость. Анти-айки.
4) Если «сердце айкидо — это мисоги», то на этом поле разрешена только битва с собственной кривизной и только за собственную Душу! А как можно ревновать себя к себе?!
5) В конце концов, это просто опасно и травматично. Ведь под силой нормальный человек понимает не текучесть и потоковость, а напряжение и натуживание. На выходе получаем окостыживание и жёсткость вместо гибкости и упругости.

Закончив кейко и выйдя из додзё, рассуждалку всё же продолжим.
Теперь, правда, плясать будем не от различий «равности» и «ревности», а от их схожести.
Перед тем как ревновать, надо оценить, а значит — с-равнить. И здесь, на мой взгляд, тема неблагодарная. Почему?
Да потому, что Скума (Задача Воплощения Души) у каждого своя, Путь свой, а значит, и сравниваться/соревноваться не имеет никакого смысла! Это как сравнить путь чабана, ищущего тучные равнинные пастбища для отары, и маршруты встретившихся ему альпинистов, двигающихся в поисках трудностей и приключений на свою тренированную…

И на посошок, чуточку усилим вышесказанное. Вспоминайте особенности мировоззрения «Воина» и «Бойца», затронутые, например, в статье «Наше айкидо». «Боец» побеждает других. Ему крайне важно как сравнивать себя с другими, так и соревноваться с ними, дабы победить. Большинство нормальных людей находится именно в этом мировоззрении. Сквозь него рассматривается, к сожалению, и айкидо. Причём, наблюдается забавное расщепление этой выборки. Жёстко-будошная братва, собранная из представителей спортивных единоборских направлений (типа микс-файта, каратэ, АРБ, бокса и пр.), относится к хорошему айкидо крайне пренебрежительно (плохое не рассматриваем, ибо самим не нравится). И это не удивительно, так как умение со-ПРОТИВ-ляться и со-РЕВНо-ваться эти ребята тренируют очень упорно. Они умеют побеждать других, ибо стремятся именно к этому. Все направления, не соответствующие победе-над-другими, объявляются танцевальными недо-будо, недостойными настоящего мужика. Аминь!

Печальнее, на мой взгляд, выглядит ситуация с самими айкидоками. Большинство из них, так и не выдравшись из мировоззрения «Бойца», продолжают побеждать на татами. Вам знакомы такие персонажи, как тупо упирающийся уке, или доказывающий свою правоту болевым приёмом, тори? Отсюда и соревновательность на татами. Отсюда и анти-айки в айкидошном додзё.

Мировоззрение «Воина» рассматривать не буду, оставив его в качестве домашнего задания. Сопоставьте, пожалуйста, высшие воплощения рун «Руевит» и «Аз» с мировоззрением «Воина» и спроецируйте полученный результат на айкидошное татами.

Выводы делайте сами.


Кучерук Игорь /май 2015 года/

You May Also Like