Сильный айкидока?!

ОФП. От грубого к тонкому.

(Рекомендуется предварительно прочитать три статьи: «Сила или слабость», «Будо» и «Немного об атеизме»)

AkulaПредупреждаю сразу — крайне противоречивая рассуждалка. Крайне!

Тем не менее, обойти эту тему, как не пытался, не смог. Посему, разобрать затронутые противоречия предлагаю Вам (скажем, в виде домашнего ворошения).

И начну с позора. Не всякий наш читатель, должно быть, с ним знаком, но для айкидок нижеизложенное — не новость. Это экзамен или дан-тест. Причём тут позор, спросите Вы? При физической подготовке среднестатистического экзаменуемого. Уровень ОФП адептов настолько низок, что глядя на второй-третий акт аттестационного действа (на первый силушки богатырской народу худо-бедно хватает), плакать хочется. Повторюсь: на мой взгляд, это позор! И ситуацию как-то надо исправлять. Но как? Вариантов, строго говоря, не слишком много:

1.​ Элементы ОФП вводятся непосредственно в тренировочный процесс. Плюсы очевидны. Минусы:
А) До трети всего времени будет тратиться не на айкидо, а на физкультуру. Ещё, примерно, треть сэнсэй потратит, чтобы сбросить с народа честно наработанное мышечное закрепощение. Как видим, очень серьёзный айкидошный куш мы неизбежно потеряем (хотя бы потому, что время, выделяемое на настоящее, тонкое айки, неотвратимо сократится).
Б) Сильный и выносливый айкидока становится глухим к партнёру по татами. Зачем слышать – что хочет уке, когда можно не напрягаясь додавить или дотащить его? Силушка слишком сладка, чтобы от неё отказаться.

2. Физической подготовкой айкидока занимается самостоятельно. Плюс: не тратим время кейко на физику. Минусы:
А) Айкидоке, как существу тонкому и изнеженному, да к тому же склонному к ненужному философствованию, тупо не хватает намерения (читай — воли).
Б) Повтор предыдущего пункта: сильный – значит глухой.

Я – сторонник второго подхода. С одним маленьким дополнением – развивать надо не силу (в современном смысле этого слова), а выносливость, потоковость и гибкость. Это позволяет здорово минимизировать минус «Б». Методик – тьма. Ищущий да обрящет.

Теперь о противоположной стороне этой темы.
Практически все классные сэнсэи от айкидо твердят примерно одно: в пространстве айки вполне достаточно упражнений и движений для поддержания себя в достойной физической форме. Водить ОФП-шным жалом по сторонам не нужно и даже вредно. Именно так! Данный подход меня долгое время терзал и требовал поиска решения. Во что и вылился сей опус. И двигаться мы с Вами будем от грубого к тонкому.

Думается мне, что в основе этой точки зрения лежит уже выше озвученный минус «Б»: сильный — значит глухой (нечувствительный). Это раз.
Теперь, давайте вспомним — на каком принципе строятся силовые тренировки: Вы тренингом «убиваете» тело. Оно же, в свою очередь, хочет жить комфортно и совсем не хочет трудиться и болеть, посему, страхуя себя от возможных в дальнейшем издевательств, целенаправленно достраивает себя в более сильную сторону. Вобщем, метод суперкомпенсации. Итог: Ваше тренированное тело готово напрягаться и очень любит это делать, что бы Вы об этом не думали. Беда в том, что это происходит как бы без Вашего участия. Это два.
Идём дальше. В айкидо понятие силы наполняется движением, потоковостью. Это не натуживание, это не креатинфосфат в мышцах. Поэтому такую силу лучше тренировать, накидывая на айкидошный же «движок», дабы не разрывать силовую моторику и моторику кихонную. Иначе может получиться так, что айкидока будет способен сделать чудовищно сильный удар по мешку или макиваре, но совершенно не способен на мощное атэми внутри движения, скажем, котэ-гаэси. Это три.
Айкидо — это не спорт. Скажу сильнее: айкидо — это антиспорт! Здесь очень многие спортивные принципы работают с точностью до наоборот (я думаю, что О-Сэнсэй ещё и поэтому запретил любую соревновательность в пространстве айки). Зачем спортсмену сила и силовая выносливость очень хорошо понятно, и нами сейчас даже не обсуждается. Зачем всё это айкидоке — понятно хужее (дан-тест мы уже затронули). Спортивная схватка ведётся, скажем, пять минут. Бойца должно с лихвой на это хватить. Турнир может состоять из нескольких схваток. Бойца и на это должно хватить. Это нереально сложно и требует тщательной подготовки (в том числе и мощной физической). Айкидока, если и готовится к бою, то к максимально скоротечному, исполненному по принципу «ирими-атэми-тэнкан» (грубый перевод: «вошёл-ударил-исчез»). Зачем здесь-то умение отжиматься 800 раз?! Философия боевого взаимодействия в айкидо сравнима с таковой в дадзэшу (искусство пресечённого боя): я не должен хотеть биться, я должен хотеть и уметь пресечь бой максимально быстро и эффективно. Это четыре.
Поднимемся ещё на один уровень рассуждения. Стремление к силе есть доказательство слабости. Стремление к физической силе есть доказательство внутренней слабины. (Я не рассматриваю сейчас те направления профессиональной деятельности,  где сила — одна из составляющих профессии). Внутренняя слабина вырастает из неверия в действенность Духа и Сознания, в их первичность по отношению к Тели. Именно это, думается, и заставляет айкидок, не обделённых волей, заниматься железом, бегать кроссы и стучать по макиварам. Мы не верим в эффективность Тонкого, но очень хорошо видим как работает Грубое. И это пять.
Вся современная (читай: европейская) культура декларирует первенство духовных и общечеловеческих ценностей, но своим собственным развитием убеждает в строго противоположном — комфорт превыше духовного непокоя, мясо важнее Духа. Культура, юридически Бога признающая, фактически его запретила. Здесь всегда Грубое правит Тонким. Потребности тела важнее движений Души. В подобных условиях люди, преподающие айкидо, как духовную школу, просто обязаны, на мой взгляд, разворачивать оглобли супротив общего течения. Здесь Тонкое должно править Грубым, здесь работа с собственным сознанием и его наполнением должна преобладать над отжиманиями, становыми тягами и гак-приседами, здесь Состояния превыше нокаутирующего удара, а Движение круче перемещения. Это шесть.
И, в заключение, дотронусь до совсем уж личного пространства. До Веры. Нет её у нас. Обделены, убогие. Помните рассуждалку про атеизм? Страшно не то, что современный человек запретил себе Бога. Страшно то, что под запрет попала Душа. А с ней и понимание того, что Вселенной управляют такие Тонкие Силы, мощь которых не соизмерима и не представима человеку. Мы запретили себе знать, что в каждого из нас встроен «Генератор Тонких Сил» такой мощности, по сравнению с которой все наши нынешние потуги, аки тля перед медведем. Как же тогда убедить себя, что одним намерением можно решать будошные задачи и мощнее, и эффективней, чем сотней ударов?! Как понять и поверить, что каждый из нас несоизмеримо больше этих 80-ти килограммов даже очень тренированных мышц?! Вопросы, вопросы и вопросы. И это семь.

P.S.
«ВЕ-РА» = Врата-к-Богу.

Со стороны Творца они всегда открыты! А с Вашей?

 

 

P.P.S.

Неоднозначность поднятой темы вылилась в активное её обсуждение на закрытом чате сюгёшников. Айкидоки нашего клуба, как существа сугубо приземлённые, основное внимание уделили именно практическим составляющим, а именно – как тренировать силовую потоковость вне татами. Я посчитал итоги обсуждения небезынтересными и для Вас, уважаемый читатель. Итак, тезисно:

 

1) Сила, как поток, айкидоке просто жизненно необходима. Но тренингом подобной силы айкидока нашего клуба должен заниматься самостоятельно.

2) Потоковость — способность слышать и соответствовать внешним потокам/движениям, через управление своими.

3) Чтобы слышать потоки, требуется состояние лёгкости. Требуется и мусуби с той средой, в которой хочешь течь.

4) Для хорошего мусуби нельзя быть плотнее той самой внешней среды, иначе ни черта не услышишь.

5) Чтобы соответствовать внешним потокам, требуется здоровье, как гарант диапазона собственной изменчивости. Чем плотнее внешние потоки, тем больше здоровья требуется.

В качестве «козырного туза» вспомнили базовую установку Ватанабе-сихана о здоровье: «Если у тебя есть здоровье – можешь заниматься чем угодно. Если здоровья нет – будешь заниматься только здоровьем».

6) Потоковость можно тренировать где угодно, если:

— слышишь потоки;

— способен внутренне меняться дабы им соответствовать.

7) Однако,  железом это делать крайне сложно, ибо:

— Приходится образно оживлять мёртвое железо, дабы было на что набрасывать свой поток;

— Железный тренинг сильно тяжелит мясо, создавая ощущение «забитости» и «налива» мышц. Создать из такой мясной среды «лухту», конечно возможно. Но это нереально сложно.

— Мышечный налив — это невыплеснутый потенциал силы, но не сила. Тухлая стоячая вода по сравнению с чистой и текучей рекой. И это ощущение часто путается с силой. А это — блазн (обманка).

8) Самый простой способ ОФП через айки-пространство – предельно медленные кихонные движения. Одиночные чуть проще. Парные – просто чудовищно тяжёлые. Стоит добавить сюда работу на закислении (гипоксии) в любых аэробных и смешаных режимах тренинга.

Что-то подобное мы иногда делаем на тренировках через изменение плотности Ма («воздух/вода/мёд/грязь» с одной стороны, и «пропевания/довдох/довыдох», с другой).

9) ГЛАВНОЕ (и это обсуждать не стали совсем): надо учиться доверять Тонким Орудиям и учиться видеть — как сильно-натужное тело задвигает их в чулан подсознания и перехватывает инициативу. Именно Тонкий инструментарий предпочтительно и должен тренироваться вне татами (не отменяя, конечно и работу с силовыми потоками).

Всем успехов и новых находок на этом поприще!


Кучерук Игорь /декабрь 2014 года/

You May Also Like