(Котодама: Квадрат — это незыблемость, устойчивость и уверенность. Квадрат — это опора, Ось.)
Выстраивание Оси возможно тремя способами (по крайней мере, со столькими методиками мне довелось поработать):
А) снизу — прорастание жил (каналов силы) из земли вверх, сквозь стопы;
Б) сверху — «золотая нить», вытягивающая меня кверху;
В) из «середки» (здесь есть разночтения: либо из тандена/вихторы, либо из груди/солнечного сплетения).
Мне понятнее и проще вариант А по причине того, что его можно прочувствовать телесно: я же ощущаю свои стопы, способен воспринимать тонкости в этих ощущениях и даже моделировать новые (тут уже без работы с образами не обойтись). Остальные два варианта выстраивания Оси — работа с чистыми образами. Для начинающих — сложновато. Посему, пляшем от А.
Когда я надеваю носки, то пытаюсь (соблюдая принцип «сюгё») делать это в равновесном состоянии. Прыжки на одной ноге, полунатянутый носок или полная потеря равновесия — есть результат, безусловно, анти-айкидошный. Однако, если мне удается сохранить ощущение оси-вертикали, проходящей через опорную ногу (опять-таки пункт А), то результат просто ошеломляющий. Возникает уверенность, что меня захочешь — не сдвинешь!
Помня про принцип «сюгё», хочется понять это проявление принципа Оси, и, чем черт не шутит, использовать его и в жизни. И здесь возникает первая трудность: а что считать осью (опорой) в той или иной сфере бытия? Что такое ОСЬ вообще?
Ось, думается мне, это Жила, то бишь, канал Силы. На физическом уровне проявляется сие через устойчивость, через хороший и плотный контакт ног с землей, так как именно из земли силу-то и забираем. Нет связи — нет силы. Значит, пока я сохраняю прочную связь с источником Силы (т.е. опираюсь на него), я — на Оси, и могу использовать эту закаченную силу для какого-то дела или действия.
Примечание: строго говоря, для выстраивания канала силы настоящему Мастеру не обязательно стоять на земле. Его можно даже приподнять, оторвав от поверхности, но лишить силы не получится. Посмотрите ролики с участием старенького Годзо Сиоды.
Однако всё вышесказанное касается лишь телесной составляющей моего «Я». А как же быть с другими, – например, чувственной (эмоциональной) или разумной (ментальной). Для исследования этой задачи возьмем эмоциональную сферу и поковыряемся в ней грязным пальцем. Что такое та эмоциональная нейтраль/опора, на которую можно опереться в трудный момент? Может ли быть этим, например, любое стабильное чувство?
Работая с чувственной или разумной составляющими моего «Я» приходится оперировать лишь образами, посему на первое место выходят способы Б и В. Лично для меня более симпатичным кажется принцип «золотой нити»: образ должен тянуть вверх – к Богам. Применительно к эмоциям: опора должна быть положительной, радостной и лёгкой! Опора должна помочь подняться и взлететь!
Итак, наше наивное исследование «Оси», как принципа айкидо, позволяет сделать некоторые предварительные выводы:
- Здравый смысл: в основании любого здания должен иметься основательный и прочный фундамент;
- Котодама (как геометрический символизм в айкидо): квадрат символизирует незыблемость, основательность и равновесность;
- Айкидо: соблюдение принципа «Оси» обеспечивает айкидоку динамическим равновесием посредством постоянной опоры на источник силы и использования этой самой силы в случае необходимости.
- На сохранение равновесного состояния тратится не порядок меньше сил (энергии), чем на его восстановление. Отсюда: потеря равновесия, буде телесного, эмоционального или ментального – недопустимая роскошь в айкидо.
- Работа по выстраиванию (а вернее, по встраиванию) Оси — это постоянный («сюгё») тренинг со всеми составляющими своего «Я»:
Способ А «Ось телесная» — прорастаем снизу вверх, из земли через ноги в центр (живот/вихтора/танден); цель: чтобы было удобно.
Способ Б «Ось чувственно-эмоциональная» – опираемся на светлые, позитивные эмоции; цель: чтобы было уютно.
Способ С «Ось разумно-ментальная» – опора на здравый смысл, на сбалансированные и равновесные решения; цель: жить в разуме.
/Кучерук Игорь февраль 2012г./
+ There are no comments
Add yours