О лени

О лениЧто такое лень? Хорошо это, или плохо?

Ну, с принятым в обществе мнением, я думаю, знакомы все: лень — это плохо. Причина тоже очевидна: ленивый человек бесполезен для общественно-активной роли. В данный момент он — балласт.

У мазыков* тоже не слишком радостное отношение к лени. Лень есть показатель отсутствия «натяжения тетивы», т.е. неспособности собраться на Дело, ибо ты размазан по долгам, хвостам, мирам и т.д. (существовал даже симпатичный такой термин для подобных «размазанных» — говно. То, которое в проруби). Вобщем, нелицеприятная тема.

Однако, наблюдая за собой, с одной стороны, и исследуя язык, с другой, прихожу к забавным и где-то противоречивым выводам.

Во-первых, лень — очень уютное состояние, если, конечно, не грызть себя в эти моменты за то, что опять, мол, сволочь такая, вместо того, чтобы работать… (ну, и т.д.) Уют — состояние души. Уют — один из учителей Айки. Уют — это хорошо. Почему? Правильная лень может быть очень качественным созерцанием. Причем, созерцать можно что угодно. Начиная от внутреннего состояния и заканчивая созерцанием поставленной задачи или преодолеваемой помехи. Но прикол ещё и в том, что в лени можно не заниматься ВООБЩЕ НИ ЧЕМ! Переводя на современный язык, подобное состояние требуется для стирания оперативной памяти (обнуление стэков). Если моя оперативка забита всяким мусором и хламом, мешающим мне делать Дело, то лень, как некая форма мисоги – это хорошо.

Во-вторых, если качественно ленишься, то долго этим процессом заниматься у меня, например, не получается — в какой-то момент хочется вскочить и что-то делать. Складывается ощущение, что время лени — это время накопления намерения для Дела (вспомните Емелю на печи и последующие изменения в его жизни).

В-третьих, слово «лень» и слово «лоно» растут, как мне кажется,  из одного языкового корня: «ЛН». Если отбросить объяснения через фактор случайности, то получается следующее: «лоно» — первоисточник жизни, очень защищенное, а значит — очень неуязвимое и блаженное состояние, девственно чистое, я бы сказал. Отсюда, лень — состояние, позволяющее прикоснуться к изначальному и блаженному состоянию, позволяющему как бы заново родиться для нового Дела – нового маленького кусочка жизни.

Если ковырнуть древнерусскую (докириллическую) азбуку, то результат ещё интереснее:

ЛЕНЬ:

Л – любовь

Е – есмь (естество в триединстве)

Н – наш

Ь – не несёт смысловой нагрузки

ЛОНО:

Л – любовь

О — постоянство

Н – наш

О — постоянство

Итак, «лень» – наше естество в триединстве (т.е. в ладу с миром) и любви. Понятие «лоно» наполнено двойным постоянством в соединении с нашей любовью.

Ну, раз уж я замахнулся аж на древнерусские знания, то не буду останавливаться – добью анализом древнейшей слоговой азбуки – руницы Макоши:

ЛО – открытый (изначальный) ? символизирует Любовь, исходящую из центра Вселенной (Поселённой), её порождения: форму и содержание.

ЛО – твёрдый (носовой) ? символизирует твёрдую, вогнутую поверхность, вплоть до втягивания и удерживания.

НО, НЬ – может обозначать противоположные понятия принадлежности либо отрицания. Понятие отрицания возникло с разделением Вселенной в человеческом сознании на внешнее и внутреннее, на субъект и объект, на хорошо и плохо.

ЛЕ – передний (отражённый)  ? символизирует земную поверхность, земную любовь, как отражение Любви небесной

«Лоно» (принадлежность ЛО) – с одной стороны, пространство сознания, наполненное Любовью небесной, с другой стороны, — телесное, земное пространство внутри вогнутой и защищённой поверхности (лоно женщины).

«Лень» (принадлежность ЛЕ) – земное проявление любви, с одной стороны, и просто принадлежность какой-либо поверхности (типа, ленюсь лёжа на поверхности дивана или печки).

Вот такие прикольные маленькие открытия…

И, наконец, в-четвёртых, состояние равновесия достигается правильным сочетанием лени и дела. Вспоминаем пословицу: «Делу – время, потехе – час». Для меня, как для айкидоки, состояние лени – это укеми, а состояние дела – это, соответственно, работа тори. Причём, чем выше уровень овладения айки, тем больше времени мастер находится именно в состоянии чистой лени (созерцательности) и тем меньше – в действии. Здесь, думается, и прячется секрет эффективности дедушек от айкидо.


*Мазыки — потомки офеней — коробейников, жившие в нескольких деревнях Шуйского, Ковровского и Суздальского уездов (в настоящее время — территория Ивановской и Владимирской областей). Подробнее о мазыках читайте в книгах «Мир Тропы. Очерки русской этнопсихологии» и «Магия и культура в Науке управления» Издательства «Тропа Троянова» С.-Петербург.


Кучерук Игорь

You May Also Like

+ There are no comments

Add yours