Как это я понимаю…
Так как я стараюсь жить в Мире Айки, то понятия Любовь, Добро, Сила, Движение, Равновесие и т.д., являются для меня очень важными и рабочими.
С другой стороны, эти слова настолько затёрты, а понятия настолько огромны и неточны, что однажды возникает необходимость начать для себя их очищать.
Что же такое добро?
В который раз повторюсь: моя несовершенная Душа приходит в этот Мир, чтобы проходить уроки этого Воплощения. Однако, так как Душа напрямую управлять моим телом не может (плотность Души и плотность Тели разительно отличаются), то Душа творит под себя сознание. И если она не совершенна, то творит соответствующее себе сознание. Такое же несовершенное. А сознание, в свою очередь, несовершенно управляет Телью, со временем делая его несовершенным.
Разбирать собственные косяки можно, двигаясь как от Тели (психосоматика или любое телесное движение — в помощь), так и от сознания (психоанализ, психология и пр. — туда же).
Если мы пляшем от сознания, то следует отметить, что оно уложено образами. А образы проще всего доставать, анализировать и изменять через СЛОВО.
И чем точнее слово описывает моё состояние, тем проще и эффективнее работа с образом.
Отсюда, возникает острая необходимость вычистить (пропахтать) основные слова и понятия, которыми наполнены мои образы. Например, понятие «Добро».
Чем мы с Вами сейчас и займёмся…
Итак, что такое добро? Как это понятие я понимаю?
В моём сознании к добру относятся следующие составляющие:
— деяние, приводящее к благу всех, кто, так или иначе, имеет отношение к процессу: «Делай добро и бросай его в воду!»;
— если хочешь двигаться в Свет, ты должен делать добро;
— состояние, внутри которого хорошо;
— материальные блага, позволяющие удерживать вышеописанное состояние: «И стали жить-поживать, да добра наживать.»;
— состояние равновесия, когда всё идёт так, как должно. То есть тогда, когда, соглашаясь, я говорю: «хорошо», или «ладно», или «добро».
Теперь переходим к тому, что в понятии «добро» у народа вызывает вопросы, ибо будут перечислены вещи, уже не столь однозначные:
— Понимание добра Сергеем Алексеевым (взятое из слоговой азбуки), как равновесного процесса между «давать» и «брать» (До-Бро). Равновесие нарушил — лишился добра!
— Русская поговорка, опрокидывающая классическое понимание добра: «Не делай добра — не получишь зла.»
— Отношение Ватанабе-сихана к любым айкидошным процессам на татами, как к выстраиванию равновесного обмена энергией между всеми участниками. Причём это относилось как к взаимодействию тори («Дающий») и уке («Берущий»), так и к целительским практикам. Если я, на видимом (омотэшном) уровне — «дающий», то на внутреннем (урашном) уровне я должен быть «берущим». И наоборот.
— Прижившееся во мне понимание «зла» и «худа», как неравновесных состояний. Как только равновесное явление (добро) перетянуто в избыточность, получаем зло (зело, лихо, чрезмерно). Если недотяжка уводит процесс в недостаточность, то приходим к худу.
— Делание добра — это правильно. Правильно — есть движение Души по Конам Прави, то есть так, как завещали Боги. Однако, в старой русской традиции, Боги отвечали за Равновесие, а не за добро: …И проложил Перун Кон-границу между Мирами Света и Мирами Пекла. И прошёл Кон по нашему Миру. И стал он срединным: Митгард-Землёю. И встал Перун с мечом на защиту Кона…
Отсюда, видно, что Перун защищает не нас, не наш Мир, и даже не Свет (о ужассс!). Он защищает Кон-Границу, он — Страж Равновесия! Возможно (и это чисто моё предположение), удержание Равновесия Мира имеет отношение к Эпохе Ночи Сварога (когда силы Тьмы властвуют в нашем Мире беспредельно). И главной задачей в этот период является не столько «двигаться в Свет», сколько «не скатиться во Тьму». Поэтому, делать добро — это отвечать за равновесие!
— Переложение вышеизложенного подхода на айкидо: суть базовых принципов айки — это ось + центр + движение/путь (ДО) + гармония/адекватность ситуации (АЙ).
Разбираем чуть подробнее:
А) Ось. Не может существовать без равновесия.
Б) Центр. Являет собой соборность понятия «равновесие». Если я в центре, то я равновесен.
В) Движение. На первый взгляд, связано не с равновесием, а, наоборот, с выходом из этого состояния. Ибо, без движения ты — в покое, а значит, покойник. Соответственно, любое движение — это переход потенциальной энергии в кинетическую, говоря языком физики. Причём, именно переход. Потому, как если мы видим работу кинетической энергии, то это уже не движение, а перемещение. Человеческое тело двигается по инерции, после получения внутреннего толчка/импульса. И, чем выше уровень мастерства айкидоки, тем меньше падений в его перемещении.
Есть ещё один момент, который не хотелось бы упустить. Это Жизнь.
По большому счёту, жизнь это непрерывное падение из момента рождения в момент смерти. И это одна из тайн мироздания, лежащая открытой страницей перед нами всю нашу жизнь. Жизнь — это Путь, и жизнь есть движение.
А теперь, главная айкидошная составляющая движения:
Движение — это реакция системы под названием «человек» на требование восстановления равновесия! Если во мне возникает потребность в чём-либо, значит я уже вывалился из пространства лада и гармонии. Я уже вне равновесия. Следствием этого появляется необходимость вернуть утраченное состояние. Появляется осознание целей и средств для их достижения. Накапливается намерение для действий. Как только намерения хватает, запускается вся цепочка движения, восстанавливающая равновесие.
Пример:
Я сижу на диване и блаженно созерцаю таракана на старой настенной карте СССР, пребывая в блаженном философском осмыслении трудностей в жизни этого насекомого и былой дружбы народов великой страны (равновесие). Проходит время, и в моём животе начинает урчать, ибо философствование крайне редко питает тушку (выход из равновесия). Появляется мысль о том, что неплохо бы покушать (рождение внутреннего движения). Эта мысль резво бежит к холодильнику и убеждается, что он пуст. В ужасе обмирает… Появляется более суровая мысль о том, что надо:
— гнать таракана тапкой в Таджикистан, подтверждая идею о непреходящих трудностях насекомого;
— поднимать тушку с удобного дивана, брить, умывать и одевать её;
— тащиться по холоду в дальний магазин, ибо в ближнем, из съедобного, можно купить только обойный клей;
— ходить по магазину, находясь в состоянии неуверенности выбора,
автоматически калькулируя в голове похудение кошелька;
— тащить неудобные и тяжёлые сумки, высунув язык;
— готовить на кухне подобие обеда… (целеполагание и целеустроение).
После этих тяжёлых обдумываний возникает спасительная мысль о том, что может быть и неплохо никуда не тащиться и полежать в блаженной неге ещё какое-то время… (этап накопления намерения).
Какое-то время проходит, и очередной бульк в животе подбрасывает мою тушку и кидает её в пучину осмысленных и не очень действий (импульс движения с переходом в фазу перемещения).
Далее всё идёт по плану, и, после сытного обеда, я опять на диване, таракан опять в районе Оренбурга, в голове опять мысли о великом и вечном (восстановление гармонии движением). Конец примера.
Г) Гармония/Адекватность ситуации.
Здесь особо и разбирать не нужно. Это живое состояние, основанное на пребывании в равновесии. Хотя, я бы сюда включил бы учёт ООС (отрицательных обратных связей), как раз и делающих систему адекватной и равновесной.
Только эти ООС должны быть айкидошными. Это важно, поэтому поясню.
Коротко о работе ООС.
— система в равновесии. ООС равны нулю;
— ситуация меняется и на систему начинает давить комплекс внешних сил (вывод системы из равновесия);
— система начинает падать;
— внутри системы возникает набор сил, равных (на самом деле — чуть больших) по значению и обратных по направлению, относительно внешних сил — так работают ООС;
— система восстанавливает равновесие.
Но это простая, «бычья» работа системы.
Я, как пример подобной системы, в этом случае тупо упираюсь в направлении той силы, которая выводит меня из равновесия. Не айки!
Система, построенная на айкидошных отрицательных обратных связях (АООС) работает тоньше, эффективнее, но сложнее.
Для нашей системы с АООС требуется не столько восстановить собственное равновесие, сколько восстановить гармонию Ма — сотворить Ма-Ай! А для этого нужно изменить не только себя,
но и партнера (как пример силы, пытающейся вывести меня из равновесия).
— Я живой, и я двигаюсь. Внутри движения всегда есть фазы неравновесности. Чем выше уровень мастерства, тем этих фаз больше, но подловить их сложнее (выше частота дискретизации двгательных импульсов, говоря научно).
— Мой партнёр поймал (или сотворил) одну из фаз моего падения и пытается лишить меня равновесия окончательно (ударить или бросить).
— Я, как сложная система, перераспределяю силу внутри, отсасывая её из точки приложения сил партнёром (делая это место пустым и текучим) в центр.
— Продолжая давить (или тянуть), партнёр проваливается в подготовленную для него пустоту, и уже у него возникает явственная фаза падения.
— Мой центр, наполненный силой, продолжает двигаться, стекая с атакующего вектора. В этот момент, строго говоря, у меня нет оси. Пройдя «зону обстрела», я восстанавливаю ось и вхожу туда, где у партнёра пустота. Работа АООС.
— Партнёр вынужден меняться, отдавая мне инициативу и ось. Моя система вновь в равновесии и гармонии.
На самом деле всё ещё интереснее и вкуснее. У Сундакова В. в одном из роликов на его канале есть потрясающе-айкидошная формула:
Предвидеть => Избегать => Действовать.
Переложив на айкидошно-будошный язык чуть меняем её:
А) Предчувствовать => Стекать => Входить (схема Тэнкан-Ирими);
Б) Предчувствовать => Входить => Стекать (схема Ирими-Тэнкан).
В обоих случаях нами не рассмотрена главная айкидошная составляющая:
Предвидеть или предчувствовать. Я предпочитаю использовать понятие — предчувствовать.
Что это и как это можно нарабатывать?
Здесь мы с Вами вторгаемся в область неведомо-отторгаемого современным обществом. Чтобы я здесь не написал, львиная доля народа, в лучшем случае, хмыкнет через губу, в худшем — закидает какашками.
Причём, каюсь, эта область непонятна и для меня. Безусловно, есть кое-какие наработки, есть кое-что украденное в русских единоборских направлениях…
Но этого критически мало. Поэтому, время делиться секретами, увы, не пришло…
Единственно, что для меня не является тайной, что однозначно работает и чем я хочу поделиться — это состояние.
На мой взгляд, ключ к предчувствию — правильное состояние. Лёгкое и не напряжённое. В идеале, наполненное позитивом и любовью к Миру. И к нападающему, как к части этого Мира.
Я понимаю, что творение состояния — это искусство. Я понимаю, что удержание состояния в тот момент, когда вороги пытаются его сбить — это уровень сихана (в моём понимании, конечно). Я понимаю, что если состояние соответствует ситуации и Ма — это Путь Мастера. И я понимаю, что никто из нас этим требованиям не соответствует от слова «совсем»…
Значит, надо работать над собой ещё яростнее и решительнее. Вот и все секреты из области предчувствия.
И, в заключении, совсем простые рекомендации айкидокам для вхождения в пространство неведомого.
Так как предчувствие — это то, что стоит перед чувствами, начните с того, чтобы начать чувствовать. Своё тело во время выполнения техник. Свой эмоциональный фон за мгновение до атаки. Своё состояние до и после техники.
А потом, выносите этот опыт за двери додзё и расширяйте его. С какого-то момента, Вы увидите, что способны не только отслеживать себя, но и изменять ключевые характеристики своего состояния, в зависимости от поставленной задачи…
Любой путь начинается с первого шага. В том числе и Путь в Неведомое.
Кучерук Игорь /май 2022 г./