Опять про Добро.

О добре в будо.

Очередная попытка разобрать столь глубинное понятие. Здесь, здесь и здесь можно почитать мои предыдущие опусы…

Если Добро это Давать+Брать (по Алексееву), причём — равновесный процесс, то как обстоит процесс «добрения» в будо (вообще), и в айки (в частности)? Кто такой, например, «добрый дедушка-айкидока»?

Разумно рассудить, что чем ближе коэффициент равновесия между «давать» и «брать» к единице, тем добрее айкидока.

«Давать» в айки — это открывать пространство для Силы/Движения партнёра. Соответственно, «брать» — это закрывать его. (Причём, Сила/Движение партнёра может пропускаться разными по плотности матрёшками. Но это — тема отдельного четырёхтомника).

В чём проявляется прогресс айкидоки с точки зрения Добра? Чем отличается «добрый» дедушка с запредельным даном от «недоброго», но сильного и умелого, скажем, го-дана?

Давайте разбираться.

Мне почему-то кажется, что разница между хорошими айкидоками разных уровней — в амплитуде диапазона Давать/Брать, или Открывать/Закрывать, или Торими/Укеми.

К примеру, возьмём Матрёшку номер 1 (Тель). Если айкидока открывает и закрывает пространства только с помощью её (а это — чистый и незамутнённый ничем кихон), то амплитуда, скажем, ±1. Итого, две единицы «добра». Почему так мало, спросите Вы? Да потому, что первая матрёшка — самая плотная, а значит, низко амплитудная.

Повысим уровень нашего гипотетического айкидоки. Закрывать пространство он, по-прежнему, будет с помощью первой матрёшки (цки, к примеру). Но вот открывать уже старается с использованием матрёшки номер 3. Если равновесие соблюдено, то единица силы/движения для первой и для третьей матрёшек будут одинаковы по затратам, но разные по амплитудам. По сути, Закон Равновесия соблюден: на обеих чашах весов по единице. Но по амплитуде размах получается большим в сторону тонких матрёшек. У доброго дедушки амплитудные качели вообще сумасшедшие! Ведь в его распоряжении все доступные матрёшки. Представляете, потрачено всего две единицы силы/движения (±1), а в реале партнёр попал в вариативное пространство размером, скажем, в 11 единиц (+10/-1)! А если добрый дедушка потратит не ±1, а ±5 единиц силы?!…

Именно поэтому, когда работает Мастер, мы просто теряемся в пространстве, созданном им для нас… И чем «добрее» дедушка, тем в большую сказку мы попадаем!

И в этой сказке опять-таки работает Вселенский Закон Равновесия (он же — Закон Добра): чем с большим количеством собственного дерьма мы туда попали, тем большим количеством люлей это обернётся для нас! И «добрый дедушка Мороз… айкидока» тут, особо-то, и не причём — он, всего лишь, отвечает за равновесие между Давать и Брать. Всё остальное делаем мы! Сами! С собой!

Есть одна хитрушка. Номер один.

Почему, закрывая пространства для своего партнёра, добрый дедушка практически не бьёт и не наносит ущерба своему уке?

По словам наших немцев, дедушка Ватанабе не пользовался плотным арсеналом уже лет 20. Не мог? Очень сильно сомневаюсь. Мог, но не мог… не хотел!

И мне кажется, что, в этом случае, он работал не столько над ростом уке, сколько над собственным ростом.

В последние годы жизни, как мне кажется, вся амплитуда работы Ватанабе-сихана с пространством/временем находилась на уровне высших матрёшек. Я боюсь даже представить мощь этой работы на уровне, скажем, матрёшек Радости, Милосердия или Любви!

Может быть, именно поэтому в старом пантеоне русских Богов за Равновесие отвечали именно Светлые Силы. Добрым (в современном понимании) ни одного Светлого Бога назвать не получится. А вот добрым, с т.з. вышеизложенной позиции — запросто. Скажем, Перун — это Бог Равновесия между Мирами Света и Мирами Тьмы. Однако в тёмные Эпохи (когда Тьма лезет из каждой дыры и, к сожалению, из каждой Души) любое деяние Перуна по восстановлению Равновесия в нашем Мире воспринималось, как правильное, светлое и доброе. Но, по сути, оно — ПРАВильное, СВЕТлое и ДО-БРое.

Есть ещё одна хитрушка. Номер два.

В сознании любого народа Зло является антонимом Добра. На одной чаше весов — Добро, на другой, соответственно — Зло.

Но…

Зло имеет много составляющих, например, худо, лихо и, непосредственно, само зло.

Зло — от зело, то есть чрезмерно.

Худо – недостаточно, мало.

Лихо – сЛИШком, чрезмерно много.

Получаем вполне читаемую шкалу: от Худа (зело мало) до Лиха (зело много). И все эти градации укладываются в объединяющее понятие Зла.

Это с одной стороны.

А вот, с другой, — такого многообразия составляющих Добра почему-то не читается… Добро, оно и в Африке — Добро!

Почему? Почему нет понятия большого или, наоборот, — слишком малого Добра?

Мне кажется, именно потому, что Добро и есть равновесная составляющая между много и мало! Между плотностью и пустотой. Между давать и брать.

И тогда, наклёвывается более точная шкала Добра/Зла:

— Худо (максимальное зло);

— Постепенное уменьшение Худа (уменьшающееся зло);

— Добро, как равновесная точка между Худо и Лихо;

— Постепенно увеличивающееся Лихо (увеличивающееся зло);

— Лихо (максимальное зло).

Отсюда, становится понятным такой чудовищный перевес зла в нашем Мире. Ведь оно занимает практически всю «шкалу». Отсюда же и неопределённость определения Добра, ибо у каждого — оно своё (шкала настроена индивидуально), ибо Добро — «всего лишь» точка равновесия.

И ещё одна айкидошная тонкость.

Именно та самая точка равновесия между Худом и Лихом, между Давать и Брать, между Торими и Укеми — и есть Центр, равновесная точка. Центр айкидоки и есть Добро! Добро и есть Центр человека!

Эвона как…


Кучерук Игорь /февраль 2024г./

You May Also Like

+ There are no comments

Add yours