Вы решили заняться айкидо. «А зачем?»
В этой статье мы пытаемся ответить для себя на несколько подобных и, где-то, каверзных вопросов. Что такое айкидо для нас? И что такое «наше» айкидо? Потому, как заниматься «ненашим» айкидо не очень-то и хочется. Какие цели мы ставим перед собой, и может ли «наше» айкидо помочь нам или Вам в их достижении?
Айкидо – один из самых современных и, одновременно, самых сложных видов единоборств вообще, и восточных – в частности. Создатель айкидо – японский мастер боевых искусств Уэсиба Морихей (1883-1969 г.г.), прошёл сложный путь освоения многих японских боевых искусств, и их последующего творческого осмысления. Результатом этого труда и стало айкидо. Ничего особенно примечательного, на первый взгляд. Тысячи и тысячи направлений единоборств в мире. Тысячи и тысячи видов уже забыты или утратили актуальность. Тысячи и тысячи мастеров с большой буквы или с маленькой шли (или идут) путём создания своих стилей будо. В чём же уникальность айкидо (понятно, что здесь и ниже я высказываю своё и только своё мнение)?
Мне очень нравится фраза О’Сенсея (Морихей Уэсиба): “Я создал айкидо, как инструмент коррекции себя, а не других”. Потрясающее по глубине виденье человека, с одной стороны, и истинного будо (яп: боевого искусства) – с другой! Все мы – неидеальны, мягко говоря. Проблема в том – как увидеть собственную кривизну, во-первых, и как её исправить, во-вторых? Лично для меня работа на татами – это моё зеркало. Если умеешь (и хочешь!) видеть, то твоё тело никогда тебя не обманет. Айкидо предоставляет возможность увидеть кривизну через движение, и исправить её через мисоги – очищение себя от мусора. Поэтому, если Вы хотите подрегулировать чьё-либо поведение посредством коррекции формы его носа или количества его зубов, то айкидо – не Ваш Путь. Для этого существует множество боевых систем, которые справятся с этой задачей значительно эффективнее. Айкидо – уникальный и специализированный инструмент “воина”, а не “бойца”. “Воин” и “боец” здесь – это не персонажи компьютерной игры, это – мировоззрения. В чём-то сходные, а в чём-то диаметрально противоположные. Можно заниматься муатай, но не быть бойцом, а можно быть пасечником и, при этом – воином. Не буду вдаваться в тонкости, но в двух словах скажу про основные различия в мировоззрениях “бойца” и “воина”:
А) Боец – побеждает других.
- Боец ориентирован на получение оценок общества (конечно – положительных!).
- Критерием для оценки и повышения статуса бойца служит сравнение себя с кем-либо. Если сравнение не в его пользу, боец будет предпринимать определённые усилия для победы в этой маленькой войне: «Оп-па! Я – снова выиграл! Ура!»
- Чем эффективнее собственный инструментарий, тем толще броня, которой боец закрыт от Мира.
Б) Воин – побеждает себя.
- Творцом всех ситуаций, в которых оказался (как положительных, так и отрицательных), считает только себя. Жизненный принцип: «Все события делятся только на приятные и полезные. Других не бывает». Такой подход позволяет, с одной стороны, иметь в собственных руках уникальный, можно сказать, “волшебный” инструмент по изменению своего Мира, а с другой стороны, шаг за шагом открываться Миру внешнему.
- Равнодушен к оценкам общества (как к положительным, так и отрицательным). Этим, к сожалению, вызывает неоднозначные реакции последнего, ибо воином практически невозможно манипулировать.
- Критерием правильного движения считает сравнение себя нынешнего с собой предыдущим (в рамках понимания своей Цели).
- Оттачивает то, что не потеряет значимости и эффективности даже с приходом старости и телесной немощи.
В большинстве своём, мы все – либо бойцы, либо стремимся стать бойцами. Морихей Уэсиба дал возможность понять и попробовать другой путь – путь воина, путь мира и согласия (путь воина и путь мира – забавно, да?). Мир и согласие, прежде всего, с собой.
Для меня очевидно, что мы творим свои Миры сначала внутри, а уж затем разворачиваем их наружу (тонкое правит грубым!). Ведь только человек, достигший лада внутри, способен этого добиться вовне (и наоборот, у мятущегося и внутренне неравновесного, вряд ли получится жить в согласии с миром). И если Вы приняли для себя эту нехитрую истину, то именно айкидо станет для Вас потрясающе действенным инструментом, способным помочь овладеть Миром. Ибо «В-ЛАД-еть» — значит быть «В ЛАДУ», а не иметь!
Теперь вернёмся непосредственно к теме статьи.
Справедливости ради стоит отметить, что термин “айкидо” Уэсиба стал использовать для своего детища очень не сразу – где-то с 1938-года (официально – с 1947г.). Термин непростой и многогранный. “Ай-Ки-До”: три иероглифа, три понятия, три вселенных. Пытаться понять смысл этого слова желательно с более простой, можно сказать, с бытовой стороны. Один из смыслов иероглифа “Ай” – сонаправление, согласование, движение совместно, в одну сторону с чем-либо/кем-либо. Поэтому технический арсенал айкидо так богат вращательными (круговыми и спиральными) движениями, ибо только так можно объединить атаку с одной стороны и её нейтрализацию через сонаправление, с другой. Принцип айкидо, так часто цитируемый во вводных главах, либо рекламных буклетах: использование силы агрессора против него самого.
Отсюда легко выйти на более глубокий пласт айкидо, вытекающий из “Ай” – согласованность, как частный случай лада, гармонии. Именно поэтому айкидо часто называют Искусством Гармонии. Невозможно уЛАДить ситуацию, если каждый стоит на своём, не желая понять оппонента.
Разобраться с иероглифом “Ки” и проще, и сложнее. По представлениям тех же японцев, Ки (для китайцев – Ци) – энергия, пронизывающая мироздание и создающая из двух своих ипостасей, “Инь” и “Ян”, всё Сущее. Ну какой современный человек не знает – что такое энергия? Осталось добавить в наш котёл смысл иероглифа “До” – “Путь”, и кашка готова. Айкидо – путь согласования энергии. Ура!
А вот теперь копнём глубже. К великому сожалению, никто (даже учёные, даже физики и математики) не знает – что такое энергия. По-крайней мере, на данный момент нет чёткого и однозначного определения такой сущности, как энергия. Есть способ говорить, и, в результате, слесарь дядя Ваня под словом “энергия” понимает одно, йог – другое, адепт учения о тантрическом сексе – третье, каратист – четвёртое, инженер-энергетик – пятое, а физик-ядерщик – шестое. Для японца понятие Ки настолько базовое, что объяснить его не японцу – очень непростая задача. Пространные объяснения не столько проясняют ситуацию с Ки, сколько её запутывают.
Попробую дать собственное представление об этом непростом Нечто, основанное как на японских, так и на старо-русских представлениях о Мироздании, не впадая в религиозные споры. Всё сущее – есть динамическое переплетение сред разной плотности, сгущающихся от духовных, тонких уровней до вещественных, плотно-материальных пластов нашего мира. Телесный уровень взаимодействия, в частности, в единоборствах – самый доступный и ощутимый. Но не единственный. Хорошие мастера способны чувствовать более тонкие среды и в них работать. В айкидо подобные уровни взаимодействия называются “Рю-тай” (“текучее” или “жидкое” тело) и “Ки-тай” (тело “Духа”, тело “Света” или тело “Ки”). Один из бесконтактных способов воздействия на человека, выполненный мастером уровня “Ки-тай” в Японии назывался “котодама”, у русичей – “накат”. Но все эти уровни, среды (как их не называйте) – это всё та же КИ.
Поэтому согласование, гармонизация КИ возможна на любом уровне плотности: от телесного до духовного. И это всё айкидо. Только на телесном уровне это понятно – можно посмотреть и потрогать, а вот с работой на других уровнях – большие трудности. Позволю себе маленькую аналогию. Представьте себе воздушный шар: сам шар, наполненный тёплым воздухом, горелку и гондолу. Шар – наше сознание (люди посмелее могут назвать это душой), горелка – способы управления сознанием, а гондола – тело. Чтобы чувствовать воздушные потоки и управляемо лететь, сам шар должен быть лёгким. Если набить его камнями (помните русское выражение “камень на душе”?) – полететь не получится. Увы, так же и с нашим сознанием: тяжёлое, негибкое и забитое под завязку всяким хламом – почувствовать что-то легче камней, а тем более взлететь, оно не способно. И вот здесь (если Вы всё-таки решили взлететь) нужен инструмент воина, а не бойца. Ибо задача – не метко кидать камни, а вычищать их из себя (опять – мисоги). Причём, для этого совершенно не обязательно использовать именно айкидо. Просто, на мой взгляд, айкидо предоставляет значительно больше шансов на этом пути (здесь адепты других будо дружно кидают в меня попкорном). И ещё одно отличие айкидо от многих эзотерических направлений – чистить от хлама нужно не только шар, но и гондолу: работать как с сознанием/душой, так и с телом.
И, наконец, заключительный иероглиф: “До”. Как было сказано выше, буквальный перевод этого понятия – путь, дорога. Ясно, что это не асфальт и не грунтовка. Это то, как и с чем (за душой) Вы идёте по жизни. Конечно, можно понимать это и так: “Мне нравится заниматься айкидо два раза в неделю. Я хочу делать это и дальше. Это мой путь и он мне нравится”. Но мне ближе другое виденье этого понятия. Путь – это взгляд на мир через определённую призму и взаимодействие с миром, сообразно с этим взглядом. В айкидо Путь – это, прежде всего, мировоззрение воина. Понятно, что на татами он может начаться, но он не заканчивается за дверями додзё. Он вообще не заканчивается. Нигде и никогда. Вот мы с Вами и вышли на принцип СЮГЁ в действии: коли уж Вы работаете над собой, то делаете это везде и всегда, не прерываясь на обед, отпуск или выходной.
Ну вот, с термином айкидо в первом приближении разобрались. Теперь можно перейти к сути. Вы никогда не задумывались над тем фактом, что после появления в Японии огнестрельного оружия традиционные будо никуда не делись, не забылись и не канули в лету? Ведь их актуальность, на первый взгляд, утрачена. Нагината-дзюцу, яри-дзюцу, кэн-дзюцу, иай-до, дзё-дзюцу (названия боевых искусств, использующих холодное оружие) очень активно развиваются не только в Японии, но и во всём мире, несмотря на то, что перечисленные направления – это искусства фехтования различными видами средневекового холодного оружия. Зачем, скажите, сейчас искусство каллиграфии, если в каждом доме есть (у Вас-то точно) принтер и интернет? Значит, во всём этом таится значительно больше, нежели можно рассмотреть неискушённым взглядом? (Для особо продвинутых юзеров – домашнее задание. Ответьте себе: зачем китайские средневековые буддийские монахи изучали и разрабатывали боевые системы типа шаолинь-сы и сходные с ними, если буддизм категорически запрещает причинение какого-либо вреда любому живому существу? А убийство вообще не обсуждается!) Если Вы заинтересовались данным парадоксом, то, надеюсь, Вам в чём-то поможет и моё мнение.
Думается, неувядший интерес к будо вызван именно тем, что все ныне процветающие боевые системы можно (условно) разделить на три категории: спортивные виды единоборств, системы эффективного рукопашного боя и, наконец, сложные философские направления, где прикладной аспект – лишь один из многих. Если Вас интересует отношения типа “Я и Общество”, то муатай, бокс, кикбоксинг или каратэ – классный инструмент (народ любит и славит чемпионов). Если для Вас задача номер 1 – это проблема выживания (в том числе, и на улице), то Вам в армейский рукопашный бой, дадзэшу, систему Рябко или в стиль Кадочникова. Если же Вы впали в детство и Вас снова интересуют вопросы: “Кто я? Зачем я? Могу ли я изменить Мир? Как стать счастливым?” – то Вам в третьи врата. Именно поэтому лично я и отношу айкидо к третьей категории боевых искусств. Помните сказку “Огниво”? Три двери, три собаки, три кучи сокровищ – медь, серебро да злато. Это я не к тому, что таэквондо – это медь, а айкидо – золото. Это к тому, что если дверь не Ваша, то Вы – перед кучей … меди (и это – в лучшем случае), а вот если угадали – черпайте золото!
А вот тут мы затрагиваем очень занятную тему – тему целей. На Руси умение выбирать и достигать цели называлось целеустроением. Если, ведомые желанием набрать грибков для жарёхи, Вы, вооружённые двустволкой и спиннингом, отправились на речку русской зимой, то Ваша эффективность, мягко говоря, невысока. Если, желая научиться бить ногами, Вы изучаете кю-до (искусство стрельбы из лука), то уподобляетесь вышеописанному грибнику. Определитесь с тем – что же вы хотите получить, после этого выбранная цель сама подберёт под себя средства. При отсутствии ясного видения своих целей, могу присоветовать довольно простой способ для решения этой задачи. Последовательно и честно задавайте себе вопросы типа: “А зачем это мне”? И, после третьего-четвёртого ответа, многое прояснится. Вот Вам два примера:
Пример 1
- — Я хочу заниматься айкидо!
- — Зачем это мне?
- — Слышал, что это очень глубокая философская боевая система. Я тоже хочу быть продвинутым эзотериком!
- — А почему мне хочется быть эзотериком от единоборств?
- — Да чтобы в нашей тусовке не быть белой вороной!
Вывод: просто почитайте Такуана Сохо, Карлоса Кастанеду, дедушку Сузуки или, наконец, госпожу Блавадскую, и будет Вам счастье. На татами выходить не обязательно…
Пример 2
- — Я хочу заниматься айкидо!
- — Зачем это мне?
- — Хочу, как Стивен Сигал, отламывать конечности, сохраняя вселенскую невозмутимость на небритом мужественном лице!
- — Опа! Кому это и зачем это (в смысле – отламывать)?
- — Всяким уродам, которые иначе как всемером на одного не нападают. Я читал, что все техники айкидо заточены под групповой бой.
Вывод: Вам в любую секцию рукопашного боя. Научитесь защищать и себя и близких значительно (!) быстрее.
И вот если, после подобных издевательств над собой любимым, Вы всё ещё хотите заниматься айкидо – милости просим в наше додзё!
Арсенал айкидо потрясающе разнообразен. Это и удары (атэми-ваза), и броски (нагэ-ваза), и удушения (симэ-ваза), техники в стойке (тачи-ваза) и на коленях (сувари-ваза и ханми-хандачи-ваза), работа с оружием, от оружия и без оружия, и многое, многое другое. Это многообразие техник Вы будете оттачивать из тренировки в тренировку, однако «заработает» весь этот арсенал еще не скоро.
Дело в том, что практически все движения и техники в айкидо смело можно отнести к координационно-сложным. Как говорил господин Фандорин, – это раз. Кропотливое разучивание сложного движения гарантировано лишает Вас возможности применить его в деле. Суть айкидо в постоянной текучести и адаптации к меняющимся внешним условиям, а заученное движение – мертво, по сути. Это два. Здесь разумно спросить: “А зачем тогда огород городить с изучением всех этих «–ваза» (техник (японск.))?” Давайте проведём следующую аналогию: Вы хотите напиться из колодца, но ни ведра, ни верёвки в пределах досягаемости не видно. Очевидно, что выбор невелик: либо ищем ведро с верёвкой, либо другой колодец, либо ждём доброго дядю (тема волшебной таблетки), который всё сделает за Вас. И вот, если Вы пошли по первому пути – верёвка с ёмкостью Вам будет нужна лишь до той поры, пока не напьётесь. Так и с техниками в айкидо – они нужны для того, чтобы, освоив их, Вы пришли к чему-то более тонкому, интересному и действенному, нежели ломание рук и умение душить. А, придя к этому, Вы оставите свои техники там – у колодца. Для других, желающих напиться. Но это – потом, а пока ищем ведро и учимся его использовать.
Морихей Уэсиба говорил: “Я не обучаю техникам – я обучаю принципам!”
Если Вы способны за телесным движением увидеть принцип, то следующим этапом будет воплощение этого принципа сначала через телесное движение (технику айкидо, например), а затем и через движение собственного сознания. А уж от этого квартала до управления своим Миром – три остановки на трамвае.
А занятное слово “воплощение”, не находите? Во-Площение, т.е. перетекание в плоть, или во что-то плотное. Отсюда вопрос: “Откуда?” Разумно предположить наличие тонких, духовных (не плотных) пластов мироздания и, соответственно – плотных, тварных, материальных. Т.е. воплощение – это не создание чего-то из ничего, это переход чего-то из одного «агрегатного состояния» в другое. Значит, умение творить, находясь на тонком уровне, плюс умение переводить созданное в плотную форму, равно умению творить свои Миры. Если быть скромнее – свой Мир. Гарри Поттер отдыхает!
В заключение – маленький тест.
Если Вы считаете, что:
- человек ВСЕГДА живёт в Мире, который сам и создал;
- на Пути к Себе волшебные таблетки помогают мало;
- человека нельзя ни вылечить, ни научить, а можно лишь вылечитьСЯ или научитьСЯ;
то Айки-клуб “СЮГЁ ДОДЗЁ” открыт для Вас — в Путь!