Кихон.
Что такое кихон-ваза (набор базовых техник) и насколько он нужен?
Вот чего здесь делать не буду, так это разсуждать о потрясающей роли кихона в становлении истинного айкидоки.
Поясню, что кихон в японской традиции — это, грубо говоря, стилевой движок того или иного будо. Чтобы стать узнаваемым каратэкой, дзюдокой или айкидокой, адепт изучает специализированные стойки, перемещения, удары, броски и пр. Изучив внешнюю их форму, с годами переходит к освоению внутренней сути. И, рано или поздно, но становится хорошим бойцом. Факт очевидный и, вроде бы, не требующий опровержений и не вызывающий сомнений.
Зайду с непривычного угла. Представьте, что нам нужно научиться двигаться в любой незнакомой пещере в полной темноте и, при этом, иметь возможность отражать нападения неких пещерных гопников. Для начала, посмотрим – как с этим справляются адепты какого-нибудь ёклмн-до.
- Анализируется (с фонариком) наиболее проходимый и типичный участок ближайшей к дому пещеры.
- В додзё строится упрощённый макет этого участка.
- Личный состав прилежно ходит вдоль стен, касаясь их рукой, и запоминая нужные повороты, приседы и проползания на пузе.
- Продвинутые чуваки (юданься) могут это делать уже в полной темноте.
- Если ёклмн-до сильно популярно в мире, то, рано или поздно, находится последователь ёклмн-сихана, унифицирующий все искусственные лабиринты в мире.
- Теперь можно проводить соревнования и мировые чемпионаты, подсасывать под это дело государственные деньги и выдвигаться в олимпийскую когорту. Жизнь удалась.
Начерно, именно так и выглядит создание и использование кихона, включая и различные ката. И всё было бы замечательно, если бы в природе не встречались настоящие тёмные и опасные пещеры с гадкими гопниками, их населяющими. Удивительно, но у нормального ёклмндоки, при попадании в подобные злачные места, часто возникают проблемы. Почему? Ведь он супер-мега-гипер-чемпион!!?
А пещера незнакомая, а повороты непривычные, а стены – кривые, а пол – неровный, а камни под ногами, а сверху капает, а сбоку дует, и темно, как в заднице у негра. Да ещё и гопники какие-то неформатные и бьют совершенно неправильно, но очень больно. Картинка понятна?
Вопрос: что будем делать, славяне? Куды пойдём от камня на распутье – налево, направо, или прямо?
Путь первый. Условно-налево. Наплевать на привычный кихон (макет пещеры и изученные ката-приседы) и придумать свой – более гениальный и продвинутый (со строительством своего макета и своих ката-движений). Так думают все создатели новых направлений, стилей и модификаций. Ход хороший, но, всё одно, не позволяющий выскочить за пределы «золотой клетки» нового стиля. Возможно, эта клетка и пошире, и посветлее, но к реальной жизни она имеет такое же отношение, что и старая.
Путь второй. Условно-направо. Отказаться от кихона вообще. Ходить в настоящие пещеры, драться с настоящими гопниками, застревать в настоящих «шкуродёрах» и тонуть в настоящих карстовых озёрах. Путь, достойный уважения (говорю очень искренне, ибо сам на такой подвиг не способен). Однако, в современном мире подобная школа обречена на медленное (или быстрое) вымирание. Как из-за того, что за каждым новым поворотом ты будешь терять съеденных, утонувших или где-то застрявших соратников, так и из-за того, что современный будока – это, в основном, диванный или татамишный боец. И в настоящую пещеру он никогда не полезет. Вобщем, хрусть, и пополам… школа сдулась!
Путь третий. Условно-прямо. Сначала создать или заимствовать кихон. Например, айкидошный. На этом этапе айкидока учится искать ответы на вопрос «ЧТО?». «Что ты будешь делать, попав в «шкуродёр» или провалившись в подземный поток?» Или «Что ты предпримешь при двойке в голову от человека сзади-слева?» Мы строим свой, классически-айкидошный макет пещеры, только он не насмерть забетонированный, а мобильно-ширмочный и на колёсиках. По мере освоения привычных притопов-прихлопов, декорации пещеры постепенно смещаются таким образом, чтобы:
- Они оставались узнаваемы, как айкидошные.
- Однако, было изменено одно (два, три, пять и т.д.) из привычных направлений. Количество изменений прямо-пропорционально уровню айкидоки (ширмочки двигаем, колёсики крутятся).
Грубо говоря, мы учимся делать технику ирими-нагэ не только от классического гяку-ханми-кататэ-дори, но и от плюхи в голову, лоу-кика, удара локтем с разворота (усиро-хидзи-атэ) или в состоянии прижатого к стене или загнанного в угол.
Тем не менее, это по-прежнему ирими-нагэ, это по-прежнему макет айкидошной пещеры, это по-прежнему поиск ответов на вопрос «ЧТО?». Если быть точным, то, сразу за ответами на вопрос «ЧТО?», айкидока начинает искать ответ на вопрос «ГДЕ?». «ГДЕ?» — это освоение пространства. В этой точке, на этой дистанции удобно сделать, скажем, котэ-гаэси, а в другой точке и на другой дистанции – уже сихо-нагэ. Поиск и освоение сильных и слабых линий, хороших и плохих позиций. Однако, чтобы не путаться, весь этот уровень мы всё-таки объединяем под вопросом «ЧТО?».
Одновременно, это – переходная фаза к ответам на более трудный вопрос «КАК»? Ведь у нас в арсенале не одно ирими-нагэ, и даже не два (омотэ и ура). У нас их много. Мы вызреваем. Сначала «точка». Потом – две «точки». Потом «линия». Затем «треугольник». Далее идут «квадраты», «шести-восьми-…-тридцатишестиугольники». И вершиной, по праву, является «круг». И всё это – ирими-нагэ! С одной стороны, это по-прежнему «ЧТО», а с другой – это уже «КАК».
Переводя на геометрический язык, ответы на вопрос «КАК?» прячутся уже не в геометрии, а в стереометрии, не в плоских фигурах, а в трёхмерных телах. Кто сдавал в институте начертательную геометрию, тот меня поймёт. Как любит говаривать Ватанабе-сихан: «Точка-Линия-Спираль!»
Поиск ответов на этот вопрос переводит айкидоку с уровня физики на уровень метафизики, с уровня бицепсов, выносливости и координации на уровень состояний и ощущений, после чего идёт уровень «чуйки». И эту планку могут взять далеко не все «спелеологи». Кто-то так и остаётся в рамках удобного и непротиворечивого макета унифицированной пещеры. И это его выбор…
Ещё более высоким уровнем взаимодействия с действительностью, является переход от этапа «КАК?» к этапу «КОГДА?». Это уровень сиханов и сильно-продвинутых «спелеологов». Тему скорее обозначим, чем будем пытаться её вскрыть. «КОГДА» имеет отношение уже не к пространству («ЧТО» и «ГДЕ») и не к чувственной стороне («КАК»), а ко времени. Самый сложный, неисследованный и загадочный срез мироздания. Считается, что человек не способен ни влиять на время, ни изменять его ход. Тема скользкая и недоказуемая. Мы будем считать, что, как минимум, слышать время человек способен. Отсюда можно попытаться дотянуться до ощущения «того самого момента, КОГДА…». Но пропуск в этот мир лежит в состоянии «здесь-и-сейчас». Посему, пока мы не можем устойчиво удерживать это состояние, вряд ли имеет смысл говорить о «КАК» и, тем более, о «КОГДА». Тем не менее, общее понятие о «пойдёшь налево…, пойдёшь направо…, пойдёшь прямо…» мы с Вами уже имеем. И то взяток…
Кучерук Игорь /апрель 2017 года/