Несколько лет тому назад довелось мне пообщаться с одним неглупым айкидокой. Человеком, ищущим себя в айкидо и не боящимся задавать себе и другим странные и дурацкие вопросы. Так как пересеклись мы с ним на семинаре одного уважаемого айкидошного мэтра, то получилось и подвигаться на татами, и поговорить вне его. Череда вопросов и недоумений так и сыпалась из зудящего айкидошного сознания:
«Почему сёмэн-учи так пробивается, а ты бьёшь иначе?»
«Почему делаешь странное укеми?»
«Почему атэми иногда пробиваешь, а иногда — нет?»
«Почему принято входить в атаку так, а ты делаешь ирими эдак?»
И так далее, и тому подобное… В общем, не так стоишь, да не так свистишь…
Но, не смотря на массу поднятых подобных тем, общение получилось очень доброжелательным и оставила массу светлых и радостных взятков. Один из них — картинка пришедшая мне в голову в тот момент, когда я пытался объяснить своё виденье проблемы. Картинка отлежалась и вызрела. И, судя по всему, пришло время ею поделиться.
Но сначала — короткий ввод в задачу.
Сознание человека заполнено образами, которые русские люди делили на три большие категории:
— Образы Мира,
— Образы себя,
— Образы действий.
Беда человека в том, что как образы Мира не соответствуют Миру действительному, так и образы себя не описывают себя истинного. Отсюда образы действий, уложенные в сознании не точны и не действенны. А когда они преобразуются в действия реальные — вообще жесть получается. Отсюда совершенно понятно, что требовать точных и красивых дел и свершений в жизни не получается, в том числе, по выше перечисленным причинам.
Теперь перейдём к картинке. Представьте, что Мир человека — это огромный средневековый замок, где дальняя стена даже одного помещения утопает во мраке, планировка вычурна и необычна, потолок, теряющийся в недосягаемой выси, почти не виден. Смотреть напрямую на всё это обветшалое великолепие — страшно до жути, до оторопи. Однако жить-то как-то надо, и Светлыми Богами придумана схема разных зеркал из разных материалов, развешенных под разными углами, на разной высоте. В них смотреть человеку не страшно, и он взаимодействует с Миром реальным через зеркала. К сожалению…
Задача, как Вы понимаете, — рассмотреть в деталях и замок, и себя, составив полноценный и завершённый образ этих двух вселенных — Мира и своего Я. Если это получится, то человек может ответить на главные вопросы Задуми: «Где Я?», «Кто Я?» и «Зачем Я?». Дальше уже можно строить образы действия, овеществляющие ответ на вопрос «Зачем Я?».
Однако, живущий в замке сталкивается с несколькими серьёзными проблемами:
1. Каждое зеркало запылено и закопчено. Чтобы хоть что-то в нём рассмотреть, его надо очищать. А оно, сволочь, опять грязнится, пылится и коптится.
2. Над каждым зеркалом висит такая же грязная и запылённая табличка с названием действа, удобного для рассмотрения в этом конкретном зеркале. Где-то написано «Муж», где-то «Сын», где-то «Босс», а где-то «Айкидока» или «Шофёр». Легко перепутать и неверно прочесть. Результатом может стать уморительный процесс, когда человек, глядящий в зеркало «Бокс», думает, что рассматривает себя в ипостаси «Босс». Что из этого может получиться, порассуждайте на досуге сами.
3. В каждом зеркале можно рассматривать как себя, так и то место (кусочек Мира), где ты очутился. Включая и людей поблизости.
4. «Общепринятые» зеркала худо-бедно освещаются из окон (или дыр в стенах), у других зеркал самому надо искать освещение — либо пользоваться чьим-то, либо зажигать свою свечу. Свою, при этом норовят задуть как сквозняки, так и доброхоты всякие.
5. Каждое зеркало отражает лишь малую часть человека или замка.
6. Каждое зеркало обладает разной отражающей способностью и собственной кривизной. Причём наиболее кривые зеркала — в самых светлых местах (вмешательство Чернобога, не иначе).
7. Зал, как и сам человек, в процессе рассматривания, всё время меняется.
Итак, человек начинает оценивать и осматривать и себя, и замок через самые освещённые, самые доступные и самые кривые зеркала – «общепринятые». Их протираешь не только ты, но и все остальные. Та часть зала, которая видна — относится к коллективному сознанию, к тому, что принято в данном обществе, или данной субкультуре. Здесь и культура, и язык, и мода, и наука, и даже религия.
Хочешь рассмотреть себя или Мир под другим углом, двигайся в более тёмные и грязные части замка. Протирай зеркала. Сопоставляй то, что видел раньше с тем, что видишь сейчас. Думай, достраивай, твори.
Самое вкусное и самое истинное (и, зачастую, самое неприятное и стыдное) можно увидеть лишь в тёмных закоулках замка. Нужен свет.
Какое-то время можно пользоваться светом более светлых и духоносных людей, двигающихся сходным с тобой курсом (а иногда, увы, харизматичных проходимцев, улучателей душ). Классический пример — айкидошные сэнсэи. Можно большую часть жизни смотреть в зеркало «Айкидо» и пользоваться заёмным светом. Но хорошо ли это?
Становится понятным, что пришло время (на основе выше приведённой картинки) пояснить и айкидошную тему.
Итак, как было сказано чуть выше, можно целую жизнь смотреть в айкидошное зеркало, благо оно висит недалеко от окна, его полирует большое количество народа, и то, что ты видишь в нём, тебе нравится. Беда в том, что видеть себя привыкаешь лишь с одной (как правило, очень красивой) стороны, и даже не догадываешься, что зеркало-то кривое.
Кривизна «общественно-айкидошного» зеркала начинает становиться осязаемой, когда айкидока пересекается, например, с будокой другого стиля или много размышляет сам. Конечно, можно, испугавшись увиденного, быстренько отбежать к привычному айки-зеркалу, окружённому привычными милыми людьми, которые и двигаются удобно, и думают так, как принято. Кроме того, здесь, если и бьют, то бьют небольно.
А можно подумать, что неладно что-то в Датском королевстве. Можно понять ещё и то, что в зеркале помимо замка есть ещё один субъект. Это ты сам. Который в создавшейся ситуации задействован ничуть не меньше, и львиная доля ответственности за происходящее лежит именно на нём. И вот тогда начинается поиск другого зеркала. Или других зеркал.
Остановимся в своём рассмотрении на том человеке, который не ушёл безвозвратно от айкидошного миропонимания. Оно важно, оно бередит, однако не до конца ясно. Его надо достраивать и шлифовать. А для этого нужны другие зеркала, другие углы зрения, другие ракурсы и другое искажение/очарование.
Вот и двигается наш айкидока короткими перебежками от зеркала «Айкидо» к зеркалу «Каратэ», от зеркала «Гопник» к зеркалу «Безобразная драка в подворотне» и т.д. Беда в том, что айкидока не может бить ногами, как каратэка, не хочет унижать и подавлять психику оппонента, как гопник. Мы с Вами не забываем и тот факт, что, даже заглядывая в зеркало «Мордобой», он по прежнему видит там себя. Себя! Да, в другой одёжке, да, не с бокэном, а с дрыном из забора, но — себя.
И если айкидока принял решение остаться айкидокой, а не художником, монахом или синоби, ему надо двигаться от зеркала к зеркалу, стараясь всё ближе и ближе подходить к пониманию Ист движения (условно, конечно) — ударов, бросков, взаимодействий и т.д. Но, оставаясь в пространстве айки! В каждом последующем зеркале он должен учитывать ряд выше озвученных моментов (как-то, степень искажения/очарования; величина пятна, что протёр для рассматривания картины; степень освещения пространства; степень соответствия того, что увидел, той картине мира, которую уже сложил, и т.д.).
Если уровень айкидоки достаточно высок (или его амбиции), он набирает группу учеников. В этом случае, он вынужден чистить свои зеркала больше и качественнее, нежели раньше. Ибо в зеркалах надо видеть не только себя и свои ошибки и ляпы, но и кривизну и неточности своих айкидок. И по мере роста себя, как инструктора, он начинает замечать, что единое зеркало «Твоё айки» начинает фрагментироваться на множество подзеркал — Петя, Глаша или Евлампий, в каждом из которых видятся как кусочки твоего замка, фрагменты себя, элементы айки, так и особенности Пети или Глаши. И чем лучше мисоги, тем точнее картина.
По мере открывания и осваивания секретов и тонкостей того дела, которым занимаешься, человек встаёт перед выбором — начать искать новое зеркало, а затем очищать его, либо продолжать чистить «основное», любимое зеркало. Новое через неведомое или новое через изведанное. И в первом, и во втором случае происходит достраивание картины Мира и картины своего Я. Если брать мир айкидо, то классическим представителем первой группы был сам О-Сэнсэй, а второй — Сайто Морихиро. Человек-создатель и Человек-хранитель. Оба — с большой буквы!
Но я сейчас не об этом.
Я о том, что лично для меня (и это важно!) вызрел этап, когда мне стало недоставать «других зеркал». Пытаясь понять — что же такое, например, правильный удар и, допытываясь у айкидошных грандов (из тех, до которых удалось достучаться), я, увы, съезжал в айкидошную колею понимания. В айки-стереотип. И потому, что для меня авторитет айки-знаний чрезвычайно высок и важен. И потому, что айкидоки бить, как правило, не умеют (а если и умеют, то это либо каратистский, либо боксёрский удар, а вернее — движок).
Нужен свежий и непривычный взгляд на эту проблему от человека, который банально умел бить. Двигаясь между зеркалами, начинаешь осознавать, что уровень удара определяется совсем не силой бойца, а его движением. Причём движением внутренним. И с какого-то момента приходит осознание того, что мы (условно) называем Истой удара. А далее на нашем пути располагаются Исты броска, тэнкана, перемещения, «ходить-и-дышать» и т.д.
И чем лучше и усерднее ты протирал свои зеркала, чем меньше в тебе собственного дерьма и клубов Тьмы, тем ближе ты расположен к выше описанным Истам. Ведь, строго говоря, грязь на всех заркалах — это твоя грязь. И никому её не стереть и не отмыть. Никому, кроме тебя!
Не стоит, тем не менее, забывать, что Мир через наши представления о нём – статичен и понятен. Так же, как и моё представление о себе любимом. Мир действительный же – текуч и ускользающ. Равно, как и моё Я. И пока я перебегаю от зеркала к зеркалу, всё уже изменилось – и Я, и Мир, и прошлое, и будущее.
Нельзя обойти и ещё один аспект — свет. Свет, которым ты освещаешь путь во тьме. Сначала себе, а потом и своим. Для этого света, необходим собственный огонь, собственное горение. А это непросто. Особенно людям зрелым и состоявшимся. Ведь в их Мире уже накопилось много людей, которым (по разным причинам) нужен заёмный огонь Души. Твоей Души! А много ли среди них тех, кому твой огонь необходим, дабы зажечь собственную Душу? А сколько среди них паразитов, которых ты греешь и которым ты освещаешь? Которые живут за счёт тебя и твоего света и тепла.
И в какой-то миг ты осознаёшь, что не сделал (и никогда не сделаешь, если не изменишь свой Мир) чего-то очень важного и нужного. Не хватает нутряного огня, света и тепла. Всё раздал или прогадил.
К великому сожалению, осознание этого нелицеприятного факта приходит слишком поздно — тогда, когда отстроенный мир уже не позволяет что-либо изменить. Этот иллюзорный мирок сопротивляется и сопротивляется страшно! И тогда — либо доживать в «общепринятой» колее у «общепринятых» зеркал, либо ломать мир. И строить Мир!
Непростая тема и крайне непростой выбор. Выбор, перед которым, рано или поздно встанет каждый из нас (если ты не паразит и не нахлебник). И тогда, выбрав Мир, ты неизбежно преобразуешь свет в Свет и огонь в Тепло Души.
И с этого момента у тебя достанет мужества и силы взглянуть на себя и на Мир не через зеркала, какими бы точными и чистыми они не были. Ты будешь учиться смотреть на Мир прямо и искренне. И это позволит тебе увидеть и своё настоящее Я и свой истинный Путь!
И на айкидошный посошок. К сожалению, львиная доля того, что так красиво описано в конце этой статьи, — ни мне, ни многим моим друзьям-соратникам, увы, не соответствует. Но мы работаем над этим. И работаем, используя, в том числе и айки-знание. Приведу всего два среза.
- Состояние «Сё-син» («Чистое сердце» или «Взгляд ребёнка»). Айкидоки прекрасно знают, что это за метод работы. Состояние, позволяющее на тренировке выходить за рамки мышления и движения по образцам. Каждый раз – как первый раз!
- Айкидошная слабость. Именно, айкидошная, а не общепринятая. К сожалению, у меня бедный русский язык, и я долгое время ищу и не могу найти русское слово, наиболее точно описывающее то состояние, которое я знаю и ощущаю как очень правильное и очень айкидошное. Пока называю его слабостью. Это отказ от со-ПРОТИВ-ления силе и агрессии, но это не отказ от борьбы за Лад и Свет.
Короткие ремарки к моим поискам
(пляшем от слова «Слабо»= С+ЛАБО=СЛА+БО=С+ЛА+БО):
— Древнерусское название реки Эльба – Лаба. Факт того, что слово, существующее в языке/языках с небольшими изменениями тысячелетия, говорит о том, что смысловое наполнение – очень мощное.
— Владимир Иванович Даль начинает статью «Слабый» с описания верёвки, где слабый означает – свободный, вольный, просторный. «Слабнуть» — терять крепость, напряжённость, либо силу противодействия (!!!).
— С учётом лёгкого перехода «Б» в «В», можно рассмотреть и слово «Лава», а от него и «Лавина». Тут вам и казачий строй для атаки охватом – не жёсткое, а текучее построение воинов. Тут вам и речной перекат – та же текучесть. Тут вам и плавучий мост на плотах. Тут вам и расплавленная горная порода, вытекающая из жерла вулкана. И т.д.
— Если опираться на соединения «СЛА+БО» или «С+ЛА+БО», то получаем не менее богатую подборку с укороченными «слава», «ловить», «ла» в значении «семя» (Алексеев), с одной стороны, и «Бог» либо «Боги» — с другой.
Если суммируете эти осколки некогда древнего и великого знания, то поймёте – что же я имею в виду под словом «слабость».
К чему это я? Да, к тому же «Чистому сердцу». Невозможно взаимодействовать с Миром напрямую, если в сознании уже сформированы образцы – сознание занято созданным представлением, а значит, плотное. И эта плотность неизбежно будет со-ПРОТИВ-ляться знанию живому. И, покуда это так, человек не сможет увидеть Мир и себя настоящими.
А значит, надо позволять Миру быть. Надо находиться в позволении!
Кучерук Игорь /февраль 2017 года/