Истинный Учитель — кто это?
Как представлялся мне до недавнего времени образ «Идеального Учителя»?
Если Учитель владеет Истинными Знаниями (именно так: всё с большой буквы!), то воплощая их в жизни, он практически идеален – мудр, красив, пластичен, мужественен, добр, открыт, искренен и нечеловечески харизматичен.
Однако многие годы общения с дедушками и дядьками, которых я считал своими учителями, привнесли некие коррективы в вышеизложенное представление. Во-первых, почти никто не считал себя «учителем», все предпочитали называться «инструкторами». Во-вторых, в разговорах вне татами часто подчёркивалось, что они-де нормальные люди с нормальными косяками и тараканами (у одних, например, нелады со здоровьем, у других – с личной жизнью, у третьих – с друзьями или коллегами , и т.д.). В-третьих, настоятельно рекомендовалось не копировать их айкидо, а искать своё.
Постепенно по моему представлению о «настоящих» учителях зазмеилась трещина. Осознание того немудрёного факта, что я неверно представлял себе учителя, вылилось в нижеследующую рассуждалку.
Итак, кто же есть «Настоящий Учитель»?
Разобъём вызревание этого непростого понятия на ступени.
Первая ступень
Учитель — есть воплощение всех мыслимых знаний и умений. Ученик — кто угодно (от ищущего до биомассы). Обучение заключается в том, что ученик открывает рот, куда учитель старательно помещает тщательно разжёванное знание. Все счастливы! Занавес!
Примечание: Не просто увидеть в этой «сказочной картинке» действие Закона Айки (или Закона Равновесия): если очень хочется, чтобы твоим учителем была личность масштаба, например, Христа (или Спаса, в русской традиции), то ты сам должен соответствовать уровню Андрея Первозванного или Апостола Петра. Потянешь?
Вторая ступень
Учитель — обладатель знаний по направлениям, скажем, А и Б, причём очень желающий это знание передать. Ученик — некто, ищущий знания, как раз А и Б. Учитель и ученик находят друг друга и начинается обучение по классическому принципу: учитель даёт (тори), а ученик берёт (уке) те самые знания. Логично и гармонично! Ура!
Примечание: Осталось понять – КАК найти такого учителя такому ученику (и наоборот)? Методичкой никто не поделится?
Третья ступень
Учителя нет. Есть мужик, который знает и умеет. То есть МОЖет, то есть МУЖик, ибо кто может, тот и мужик. Знания и умения у него сплетены, неразрывны и действенны, а значит — освоены, то бишь — свои, короче являются частью его — мужика. Делиться ими он не собирается, так как не очень хочется, да и не совсем понятно — как это (ну, как если бы от Вас потребовалось поделиться кусочком печени или литром крови)? Однако в нашем сюжете есть ученик, который не просто хочет, он АЛЧЕТ этих знаний! И его задачей является:
- найти мужика,
- убедить его поделиться знаниями и умениями,
- взять знания, если дают, или вырвать (или украсть), если отказываются.
Примечание: На этой ступени, пожалуй, впервые становится заметна тенденция брать знания, даже если ими никто не собирается делиться. Это важно!
Четвёртая ступень
Высшая, на мой взгляд. Учителя нет. Мужика тоже. Есть враг, причём действенный, сильный и подлый. Вызывающий лютую ненависть и дикое отторжение. Особенностью данной ступени является отсутствие классического ученика, ибо чему и зачем учиться у гнусного и подлого? Однако уке, то есть «берущий» у нас всё-таки есть, иначе рассмотрение четвёртой ступени теряет смысл.
Итак, если уке есть, значит будет и тори (ибо, если откуда-то убыло, значит куда-то прибыло). Как Вы уже, наверное поняли, сутью обучения, а вернее — научения, будет являться желание (хочу!) и потенциальная возможность (могу!) нашего героя воплотить в жизнь принцип: «Живи так, чтобы враги стали учителями». Как это сделать?
Для лучшего понимания выведем ситуацию на грань возможного и разумного:
- есть уке, который хочет жить счастливо и наполнено;
- уке — наш человек, то бишь выстраивающий своё мировоззрение на принципе: «Я — Творец своего Мира»;
- в его жизни появляется тори в шкуре вышеописанного смертельного врага, воплощающего все самые отрицательные качества (это я к тому, что желательных и полезных знаний и умений у тори нет совсем!);
- тори хочет (и может!) уничтожить или даже УБИТЬ уке. Ужосс!
Возможность выживания нашего героя опирается, во-первых, на стремление жить радостно и полной грудью, а во-вторых, на необходимость пройти этот урок. А «урок» предполагает наличие «учителя». Опять натыкаемся на проблему «как сотворить учителя из врага?» Дорогой читатель, за плечами которого прочтение далеко не первой нашей рассуждалки, уже давно понял — к чему это я веду. Конечно к очищению, к мисоги!
Я творю свой Мир САМ! Друзей и врагов, дары и у-дары, по-беды и по-ражения. Враг появляется как отражение внутренней кривизны, которая вызрела для работы с ней. Анализ врага выводит на понимание корешков, которыми и запитывается моя какашка. Далее по ступенечкам лезем на лестницу:
а) разбираем корешок (причину кривизны);
б) творим СОСТОЯНИЕ, в котором корешок выкапывается и выпалывается проще всего;
в) чистим-мисожим;
г) проверяем посредством врага качество уборки; пункт г) означает гадско-гнилую ступеньку:
коли очистился => стал легче => ступенька держит, коли наврал/не смог/не захотел => провалился и упал (у-пал на или на-пал?) прям на оплеуху врага.
Этап работы через врага для меня интересен именно состояниями. Хороший враг (да не удивится читатель подобному словосочетанию) умеет стянуть в боль, умеет найти самое уязвимое и неожиданно (назовите — подло) ударить. Враг отлично видит под наносной шелухой и красивой одёжей мою уязвимость. А главное, помогает увидеть её мне! Вот она — составляющая врага под названием «учитель»!
Возвращаемся к состояниям.
А) Имеем плотностное, болезненное, несвободное и негативное состояние. Назовём его «Боль».
Б) Стремимся к состоянию пустотному, положительному, счастливому и свободному. Назовём его «Воля».
В) Для перехода из первого во второе необходимо ещё и третье — рабочее, которое назовём «Я могу!». Состояние «Я могу!» запитывается намерением уке. На-МЕР-ения должно быть в-МЕР-у, то есть полный бак.
Не стоит забывать, что пока Вы в «Боли», места для чего бы то ни было просто не остаётся. «Боль» сжирает всё оставшееся сознание. Это плохо.
Но начать-то с чего-то надо?! Начинать будем с творения «Я могу!» (так сказать, из «Не могу и не хочу» лепим «Хочу и смогу!»). По мере расширения и укрепления «Я могу!» начинаем работать с «Болью». Задача — из неосознаваемого, неясного, страшного и болезненного тумана выйти к вполне понятным и обыденным составляющим своих страхов и болей. «Боль» щепим на «прикольные больнушки». Огромный и неясный девиз «NACH OSTEN» превращаем в последовательность дорожных указателей «Деревня Гадюкино» или «Река Вонючка».
Постепенно, вместе с ясностью и конкретикой, появляется дополнительное свободное пространство сознания. «Боль» как бы отодвигается. Появляется место для радости и счастья (их ещё нет, но место для них уже появляется). Теперь уже можно переходить к работе с «Волей». То бишь, через увеличение «оперативки» или «печища» — к конкретным шагам по направлению к населённым пунктам «Радость» и «Счастье».
Переводя с эжопова, простите, с эзопова языка, можно утверждать, что с расширением и укреплением состояния «Воля», уке вынужден становиться более равновесным во взглядах как на Мир вообще, так и на врага-тори, в частности. Формируется понимание, что враг такая же равновесная система со своими Добром и Злом, радостями и печалями, силой и слабостью. А за пониманием может прийти и прощение. Возможно наступление момента, когда враг переплавляется в человека, которому так плохо, что за него стоит помолиться, а не ненавидеть, скрежеща зубами. И тогда враг-тори, выполнив миссию учителя, уходит из жизни уке. Он больше не нужен, если урок пройден и знание взято.
Завершая тему истинного учителя, я неожиданно обнаруживаю, что всё это время параллельно формировал понятие настоящего ученика. Вызревая, ученик проходит все четыре ступени сам, если он, конечно, ищет знание искренне и яростно. Конечно, высшим пилотажем научения является взаимодействие с настоящим врагом. КПД просто огромный! Но сам я, к примеру, к такому уровню просто не готов. Посему, в качестве рабочего (приземлённого, так сказать) образа истинного ученика, я для себя выбрал некую солянку из всего вышеописанного:
- ученик стремится жить радостно и наполнено;
- он знает, что является Творцом своего Мира;
- он ищет Знания, могущие ему помочь в обретении Лада и Гармонии своего Мира, ибо он хочет быть счастливым;
- все встреченные на этом пути люди (как друзья, так и враги), все произошедшие с ним события (как приятные, так и болезненные) несут крупицы того самого Знания;
- желание и намерение брать эти знания везде и всюду и творят из нашего уке истинного ученика (без всяких кавычек!).
Ну, как-то так…
Кучерук Игорь /март 2013 года/
+ There are no comments
Add yours