«Золотые ручки» тори

Еще одна проблема современного «кихонного» айкидо — заточенность тори на те части тела уке, через которые осуществляется воздействие на центр партнёра. Это приводит к неосознанным блокированиям ударов, захватам рук и доги уке и многим другим ляпам. Почему ляпам? А попробуйте поймать руку боксёра или ногу каратэки, и сразу становится понятно, что в пространстве будо это — ляп.

Причина, опять-таки на поверхности — необходимость заучивания строгого рисунка базовых техник. Когда айкидока смотрит на своего сэнсея, демонстрирующего приём, он считывает визуальный ряд. К чему это, как правило, приводит?

  1. В сознании ученика учитель обладает Статусом, а значит, сэнсей — главный, а значит, всё, что он сейчас делает — очень важно. На второго партнёра (а это, как правило — уке) оперативки ученика уже не хватает. Заблуждение первое: тори главнее уке. Это заблуждение закрепляется ещё и тем фактом, что никто не хочет быть битым. Да и вообще, все пришли изучать будо, а значит, умение бить и крушить, то есть, учиться на тори.
  2. Почти полное отсутствие объяснений, касаемых укеми, превращает это искусство в мутняк, отчётливо ощущаемый на татами либо через тупое упиралово, либо через кисельное безволие полуживой тушки. Заблуждение второе (зависит от школы): А) уке должен упереться и не дать; Б) уке должен расслабиться и отдаться.
  3. На управление руками тратится львиная доля свободного сознания (оперативки). Это исторический факт. Не случайно маленьким детишкам для развития головы дают упражнения на тонкую моторику рук и пальчиков (рисование, лепка и т.д.). Точно таким же образом распределяется оперативка для анализа того, что показал сэнсей: огромная часть — на руки, ничтожная (или даже нулевая) — на ноги. В результате тори честно зарабатывает почётное звание «тори – золотые ручки», блестяще воплощая хватательно-бросательное айкидо. К чести дядек и дедушек от айкидо, о важности ног они упоминают. Не часто, но вполне достаточно для того, чтобы задуматься. Вышеупомянутое съезжание равновесия в сторону рук приводит к огромному количеству сорняков на грядке айки. Одним из самых антибудошных будет работа по зонам уязвимости уке, расположенных ТОЛЬКО в зонах досягаемости рук тори (естественно, руками тори). О зонах уязвимости уке, расположенных в зонах досягаемости ног тори, не вспоминается ни разу. Причём, ни уке, ни тори. Поправлюсь. В кихоне нет ни атак ног, ни атак ногами. Поэтому, заблуждение номер три вполне естественно для айкидошных додзё: про зону ног вспоминается в последнюю очередь. Итак, заблуждение номер три: для тори крайне важны действия рук (а ноги будем выстраивать как-нибудь и когда-нибудь).
  4. Уходим в слой психики, сознания. Почему даже продвинутые бойцы при усилении плотности ударных атак либо блокируют, либо хватают бьющую конечность (в кихон-ваза это рука уке)? Да потому, что если я не среагирую на руку, то мне будет больно. Когда атэми пробивается достаточно плотно, это очень хорошо прописывается в моём теле. Битиё определяет сознание. Для будо сей факт является очень неплохим приобретением. НО! Отрицательным аспектом неизбежно всплывёт и стягивание сознания на бьющую руку. Набросьте на это тщательно заученные базовые хваталки и, вуаля, — спортивная ловля руки уке руками тори началась! Счёт 10:0 в пользу гопника в подворотне! Заблуждение номер четыре: летящая в нос тори рука уке – это самая опасная часть партнёра, а значит решение задачи нужно начинать именно с неё.
  5. Ещё один «ручник», на этот раз — отражённый. Я отработал свой кусочек кейко в роли уке, где честно пытался держать захваченную руку тори, пока мне отвинчивали кисть. Тело запомнило и заучило требования головы: для хорошей отработки техники надо держать руку партнёра. Есть, сэр! Телом тори также отработан этот эпизод, основанный на том прискорбном факте, что уке никуда не денется и руку тори всяко не отпустит. Сознание обоих партнёров съехало в зону захвата. У тори — потому, что там происходит самое вкусное (например, никё). У уке — потому, что там сейчас будет очень больно (никё же!). Типичным парным заблуждением под номером пять является жёсткость и упиралово уке (так больно же!), и героическое преодоление этого ручного упиралова блистательным тори (никё же надо доделать!). Двадцать раз повторили — успешно закрепили.

Думается, перечисленного вполне достаточно, чтобы осознать наличие проблемы «золотых ручек тори». Большой и разветвлённой проблемы! Что делать-то с этой проблемой?! Честно говоря — не знаю. Цельного и взвешенного решения у меня нет. Существует масса способов решения каждого заблуждения в отдельности, однако их использование выкидывает нас из пространства айкидо. Айкидока становится очень неплохим бойцом, которому не страшен гопник, но перестаёт быть айкидокой. С другой стороны, без каких-либо находок или хитрушек, которые есть и которыми хочется поделиться, эта статья уподобилась бы соплям, размазанным по теме: «Ах, как всё плохо!»

Итак: неподробные рекомендации для тех, кто проблему видит и хочет её решить (те, кто не видит или не хочет, досюда просто не дочитали). Причём, воспользуемся старой, как мир, мудростью: «Кто сподобился задать вопрос, половину ответа уже знает».

  1. Разбить первое заблуждение способен лишь сэнсей. Для этого необходимо поступиться лаврами победителя и отказаться от роли тори. Оба пласта айкидо — и работа тори, и работа уке — должны показываться и объясняться в равных долях. В идеальном додзё. А в реальном — в соотношении 2:3 в пользу уке.
  2. Разрушение второго заблуждения вытекает из предыдущего пункта и является заботой сэнсея под номером два. Требуется вырастить и выпестовать хороших уке в своём додзё! Как? Да так же, как родитель должен воспитывать ребёнка — исключительно личным примером. Ничего нового богами не придумано. Итак, руководителю школы надо овладеть хорошим укеми (не страховкой!). Для этого, сначала нужно понять — что такое «хорошее укеми». А для этого неплохо бы задуматься о том, что такое айкидо, и что такое «хорошее айкидо». Мега-задачи! Но без этого дальше можно двигаться лишь по колее, продавленной Айкикаем. А что? Спокойно, понятно и гарантированно. Считаем, что с «хорошим айкидо» и «хорошим укеми» Вы разобрались. Следующим шагом будет продумывание рисунка атакующего укешного движения для каждой кихонной (и некихонной тоже) техники. В заключении, опираясь на принцип «Плотность уравновешивается пустотой, а пустота — плотностью», связываем потоки тори и уке в единый и непротиворечивый узел. Если анализ получившегося продукта удовлетворяет требованиям здравого смысла, им можно кормить своих.
  3. При показе и объяснении приёмов приоритет за работой ног. Айкидо — это искусство ХОДИТЬ и дышать. С дыханием пока притормозим, а то несварение случится. А вот без реанимации правильного перемещения по пустотным зонам, айкидока так и останется крепко стоящим и хватательно кидающим, а значит неразумно сильным. Именно для освоения сильных и слабых линий в айкидо и существует уровень «катай» (сильное тело). Если Вы научились видеть пустоты в ногах уке, следующим этапом будет их освоение (делание своим), а там и до атак ног ногами – рукой подать.
  4. С психологией, то бишь с сознанием, разбираться и сложнее и дольше. Однако, деваться нам некуда. Размазывать не буду. Ключ – в расширении сознания. Надо отлепиться от бьющей руки, от ножа в бьющей руке, от бьющей ноги, от ножа в бьющей ноге… Тьфу ты! Ну, короче, Вы меня поняли. Как? Методик – тыща. Не нашли? Приходите к нам!
  5. Опрокидывание пятого заблуждения основано на понимании того факта, что хорошая атака – это не запор, а напор, то бишь — поток! Поток, обтекающий препятствие, или просачивающийся сквозь него. Конечно, если Вы – Мега-Мастер, то можете обжалить свой поток и просто резать как лазером все препятствия и блоки (увы, не наш уровень).

Уке удерживает руку тори лишь до той поры, пока эта рука ему опасна. Как только тори ошибся и перестал угрожать захваченной рукой, уке должен снять захват и продолжить атаку освободившейся конечностью. Одновременно с этим, уке всё время ищет возможности атаковать тори через другие зоны и другими частями тела. Укеми — это интуитивный поиск зон, через которые возможна атака! Малейшая неадекватность тори – уке протекает и атакует, а значит, отбирает у партнёра лычки тори, переводя его либо в состояние условного трупа (если реакции нулевые или неправильные), или в состояние укеми (если партнёр хочет жить, а значит – двигаться).

И на посошок.
Анализ любой техники и любого приёма в айкидо невозможен и нелеп только с одной точки зрения, например – тори. Движение в айкидо – есть результат переплетения двух взаимовлияющих и взаимозависимых потоков! Мусуби!
Аминь!


Кучерук Игорь /июль 2012 года/

You May Also Like

+ There are no comments

Add yours