Живая и Мёртвая Вода

Навеяло главой о воде из двухтомника Сергея Алексеева

«Сто уроков русского».
Белое и чёрное 5

Итак, что же нам известно?
Образ Мёртвой Воды в русских сказках собирает порубанное тело богатыря в целое.
Образ Живой Воды — получившееся цельное вместилище для Души (собранное тело) наполняет Жизнью.

Мёртвая Вода соответствует Смерти, Нави, зоне «ура» в айкидо, Неведомому, подсознанию. Именно там хранятся законы собирания в Целое из кусочков, именно там — Исток грядущего С-ЧАСТЬ-Я.
Получается, что Жизнь, Явь — это, как ни удивительно, Миры Разрушения. А Смерть и Навь — это Миры Собирания. Приходим к кажущемуся противоречию (почти, как в «Пра-Ведах»): Гармония — это смерть, Хаос — это жизнь. Пытаемся его разрешить и ответить по ходу рассуждалки на ряд вопросов:
— Как использовать образы Мёртвой (в сказках – в начале обрядни) и Живой (по завершении воскрешения) Воды в айкидо?
— Как расшифровать эти Символы?

Итак, в айкидо Мёртвая Вода соответствует зоне «ура». А «ура», в свою очередь, соответствует тому, что невидимо или неведомо в данное мгновение. Именно из урашного пространства и производится «ошеломление» по айкидошному. Партнёр пасует перед тем, что неведомо. Посему, айкидока использует в качестве Мёртвой Воды пространство, невидимое и неконтролируемое противником. В этом пространстве происходит «собирание» следующего шага тори — «дающего» действа, действа, которое должно разрушить структуру уке и завершить технику.

В свою очередь, «берущее» пространство — то, куда тори приглашает уке, то, куда уке с охотой движется-проваливается – мы относим уже к образу Живой Воды. И снова наблюдаем, на первый взгляд, противоречие: пространство, куда уке заманивается для технического «заклания», формируется через образ Живой Воды.

Пространство потрогали.
Откупорим ещё один пузырёк с Мёртвой Водой и поработаем со временем, а вернее со своевременностью действий тори. Когда техника работает? Когда она неожиданна для уке. В идеале, тори делает какое-либо движение, но уке не способен в режиме реального времени подобрать правильную ответную реакцию, так как не был готов (или был готов, но к другому действу тори).

Есть ещё один срез Мёртвой Воды в айкидо — это работа на рефлексах, на реакциях партнёра, всплывающих из подсознания. Для этого нужные реакции уке надо предварительно подготовить. Порисовать на подкорке, так сказать. Подсознание — это тот самый невидимый и недосягаемый напрямую пласт сознания человека, его личная навь (условно).
Резюмируем всё выше перечисленное в удобном и понятном образе.
Как тори «обманывает» партнёра? Да примерно так же, как это делает фокусник.

  • Зрителю показывают розу и дают рассмотреть и запомнить. Естественно, всё происходит в зоне омотэ — в видимом и ведомом пространстве. Затем розу прячут под платком. Таким образом, действие выводится из зоны омотэ (вижу и понимаю) в зону ура (не вижу, но догадываюсь, довоображаю).
  • В зоне ура фокусник искусно подменяет предмет, скажем, на змею — собирает новый мир, новое вместилище (новое движение в айкидо). Сдёргивание платка являет собой перевод изменённой зоны ура в, как бы, привычную для зрителя зону омотэ. Эффект от лицезрения змеи вместо розы может быть многократно усилен, если соблюсти ряд условий (придумываю на ходу):

-> Работа с подсознанием (навь). Подготовить зрителя к грядущему изменению розы, например, в сдобный крендель (предварительно рассказанная сказка, запах сдобы в зале, поварской колпак на фокуснике и т.д.). Обмануть подсознание.

-> Работа со временем. Выждать нужное время для сдёргивания платка, с усилением напряжённости ожидания (с уплотнением «МА» уке-зрителя + момент хорошего коккю фокусника-тори и плохого зрителя-уке).

-> Работа с пространством. Пригласить самую заряженную женщину подойти поближе и наклониться (чтобы де лучше видеть, слышать или обонять). Женщина способна на более яркий эмоциональный взрыв.

-> Увеличить разность потенциалов между предыдущим и открываемым предметами (очаровательная роза с одной стороны и мерзкий гад, с другой). Максимальное разведение в сознании (и подсознании) уке-зрителя образов предметов, а, соответственно, и образов действий-реакций на эти предметы.

-> Скрасить ожидание чуда резким хлопком, вспышкой или ки-ай. Усложнение условий для правильных, адекватных действий после лицезрения змея.

-> И чем больше второй, открываемый предмет подводит подсознание зрителя к меже Жизнь-Смерть, тем ярче «фокус айки». Ядовитый гад для этого эффекта подходит как нельзя лучше!

Особенности выстраивания сознания нормального человека в ненормальных, стрессовых условиях таковы: восприятие переводится из сферического в туннельное, во-первых, и из расслабленно-текучего становится напряжённо-обжаленным, во-вторых.

Разберём одну деталь. В сказках Живая и Мёртвая Вода всегда появляются и действуют в паре. Это важно. Дело в том, что при качественном обжаливании партнёра, у него возникает некая «мёртвая» зона восприятия. Для него получается, что чарь (или фокус внимания, или жало) соответствует зоне омотэ, то есть Живой Воде.

Но мы знаем, что где-то поблизости должен находиться и пузырёк с Мёртвой. И это «где-то» — совсем рядом. Из техники известно, что силовые максимумы всегда уравновешиваются силовыми минимумами. Идеальная пустота следует сразу за плотностью. Посему, зона ура притаилась сразу за зоной омотэ. Именно поэтому, хорошо обжаленный противник получает люлей, практически, из-под жала. Вспомните нокауты Роя Джонса, для примера.

Отсюда, практическая рекомендация думающим айкидокам.
Чтобы не попасть в просак с чарем и его мёртвой зоной, надо тренировать работу без линейного чаря. Перевожу. Расширяем сознание и восприятие, переводя его из линейного в сферическое. Это раз. Не позволяем себя обжалить. Это два. Работаем не с партнёром и, уж тем более, не с его руками/ногами, а с пространством МА! И это три.

И теперь, к завершению.
Безусловно, когда мы с Вами рассуждали о пространстве, о зонах ура и омотэ, то имелось в виду не только и не столько эвклидово пространство, сколько пространство сознания. Потому, как в окружающем айкидоку МА от хорошего мастера не особо чего и спрячешь. Технически он тебя прочитает на раз. Тем не менее, именно с этого среза и надо учиться брать Живую и Мёртвую Воду. Однако, это – только начало.

Более тонкая работа – внутренняя трансформация (со слов Андрэаса Хендриха). Переводя на русский – внутреннее изменение сознания, за которым следует изменение возможностей тела. Обращаю Ваше внимание на то, что это область омотэ для тори, но она же – область ура для уке. Ведь тори должен быть хозяином своим внутренним изменениям, а вот для уке этот выверт – как гром среди ясного неба.

Ещё более тонкий пласт, когда внутренние изменения сознания тори происходят в его урашной (неосознаваемой им самим) зоне. Но! Эти самые изменения абсолютно адаптивны окружающей среде, выражаясь техническим языком. Например, этим пластом ведом айкидока, которому никак не удаётся встретиться  с компанией гопников своего района. Причём, именно потому, что совершенно неосознанно он идёт совершенно другой дорогой. И те действия, что творятся в этом урашном пространстве, совершенно невозможно предугадать или вычислить, ведь о них не подозревает и сам автор. Именно это и являет собой Образ Мёртвой Воды. Конечно, на мой взгляд…


Кучерук Игорь /октябрь 2017 года/

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники