«Мамка» в айкидо

Что такое «мамка» в айки?

Уэсиба 4Раздумывал на днях о мазыкском способе выстраивания себя-маса, и в русле размышлений подумалось о первом шаге этого строительства – «мамке». Для тех, кто не помнит, или не в курсе, в двух словах поясню. «Мас» — обратное прочтение слова «сам». Высший пилотаж у мазыков — человек, выстроивший себя таким образом, что он является Хозяином своего мира — масом. Процесс взращивания маса в себе начинается (!) с построения мамки. Если огрубить, то мамка — это система жизнеобеспечения, работающая без активного участия самого человека в ней. Примерно, как бизнес рантье. И тогда можно заниматься более сложными — духовными и душевными процессами. Мазыки считали, что без мамки заниматься душой невозможно.

Так как, в голове айкидоки любая мысль существует в окружении айкидошных, эту идею в моём сознании тут же облепили мысли об айкидо. Результатом явилась та, что дала тему к этой разсуждалке: «А что такое мамка в айкидо?»

Что такое мамка, скажем, в дзю-до — мне, думается, понятно. Это кихон, это база — как бросковая, так и база перемещений. В современном спортивном дзю-до — это ещё и силовая составляющая плюс выносливость. Обобщая, можно сказать, что мамка — это техника и сила.
Однако, айки, на мой взгляд — особое направление. Это, прежде всего, духовная школа, и будошная составляющая в хорошем айки здорово спрятана. Что хотите со мной делайте, но Вы меня не убедите, что айки, исполненное любым современным мастером от 6-го дана — это будо. Это — эскиз к будо.
И, как это ни парадоксально, но я прихожу к выводу, что в айкидо мамкой является именно будо. Говорю сейчас не об айки мега-мастера «Нимагучи сихана» и, конечно, не о своём айки. Я имею в виду идеальное айки — то, которым хотелось бы и заниматься и владеть. Поэтому, делайте, пожалуйста, скидку на мой, не слишком высокий уровень понимания этой темы…
Итак, мамка в айкидо — это будо. Почему?

Именно потому, что без мамки в мире Вам не выжить. Без будо айкидо превращается в насмешку, в красивые и непонятные танцы. Это — моё убеждение, не взыщите. Мне нравится установка одного из грандов айкидо, сказанная примерно так: сначала вы делаете иккё своему партнёру по татами, затем — дзюдоисту, каратисту или сумоисту; а потом вам пофигу — кому, ибо вы можете. Это этапы становления будо через старое айки.

Сейчас всё, увы, не так. Айкидоки, дабы не обгадиться, стараются не заходить не только в, скажем, зал бокса, но и в соседнее айкидошное додзё. Печалька… А всё почему? А всё потому, что нет мамки, нет будо. Вернее мамка-то есть, только это не будо, а айкидошный кихон, база. Но об этом чуть ниже (или чуть в сторону — здесь и здесь).
Итак, мы дошли (в очередной раз) до темы будо. Что это такое? Кому интересен мой взгляд на проблему, читайте эту статью. Всем остальным коротко поясню. Бу-До. Бу — воин, воинское. До — Путь, мировоззрение. В принципе, понятно. Будо — путь воина; воинский путь, основанный на особом мировоззрении. На чём зиждется это мировоззрение? На двух сваях: это отношение к смерти и отношение к тому, что или кого ты защищаешь. В своё время Тамура сихан говорил, что древнее прочтение иероглифа Бу означает «отклонить копьё». Обратите внимание, не воткнуть, а отклонить. Мировоззрение будо — это взгляд человека готового закрыть собой всё то, что он считает своим, и готов за это драться.

Если Вам любопытен взгляд, изложенный на этом ресурсе, то рано или поздно становится очевидным, что в том или ином виде я стараюсь затронуть и тему правильного отношения к своей (!) смерти, и взгляд русского человека на главные вешки своей жизни. Другими словами, на то, ради чего русский человек готов умереть, как бы выспаренно это ни звучало. И тема этой разсуждалки — не исключение.

Продолжаем разговор. Если будо — это мамка в айки, то на неё айкидока должен тратиться по-минимуму. В жизни. Сложность в том, что для этого освоение будо должно быть крайне разумным и тщательно продуманным. До бритвенной остроты! Иначе рабочую мамку не построить. Иначе, в процессе движения к духовным и душевным срезам, к гармонии и ладу в айки никогда не подойти. Параллель с мазыкским виденьем мамки прямая. Попробуйте сейчас выстроить бизнес настолько точно и эффективно, чтобы он начал приносить Вам деньги простым своим наличием. Легко? То-то…

А что я вижу в пространстве айки? Тема будо в айкидо лукаво не затрагивается и не поощряется. Или затрагивается, но с 7568-ю оговорками, превращающими будо в транспарант о грехе прелюбодеяния перед входом в полковой бордель.

Как быть? Как разумно и предельно эффективно построить тренировочный зал в уже существующей трёшке? Выкидывать зал вкупе со спальней? Или идти в Хогвардс, чтобы магически увеличивать пространство? И можно ли вообще что-то выбросить из современного айкидо? Повторюсь, но ответа на эти простые вопросы у меня нет. Ищу… Ибо цель бередит давно.

Вернусь коротко к справедливости.
Справедливости ради, стоит заметить, что очень неплохие айкидоки считают, что мамка в айкидо — это кихон. Здесь, увы, не соглашусь. Дело в том, что мазыкская мамка — это живой и рабочий бизнес, приносящий реальный доход. Живой и рабочий! Соответственно, и мамка — живая и рабочая. Теперь, ответьте мне на вопрос: айкидошный кихон тоже живой и рабочий? Предполагается, что Вы сможете его применить против боксёра или миксфайтера в чистом виде? Не смешите…
А вот будо, как систему, помогающую Вам выжить в реальной драке или словесном отстаивании своих интересов и своей чести в жёстком разговоре с хамом — применить запросто. И значит, добротное будо и есть та самая живая и рабочая мамка.
Теперь самое важное. Что делать правоверным айкидокам, разделяющим мою точку зрения? Не смотря на то, что я убедительно показал свою полную безграмотность в этом вопросе, кое-какие размышления на этот счёт у меня всё же есть.
Нам требуется точное и эффективное будо. Значит, неприметное, как минимум.
Эффективность равна максимальному результату при минимальных затратах. Где её взять в айки, когда преобладают эффектные движения и перемещения?

Во-первых, необходима наработка хороших и плохих позиций («гуд позишн» и «бэд позишн», пользуясь терминологией наших немецких сэнсэев). Причём, сначала нарабатывается «карта» плохих положений и неверных движений. Быстро и добротно это получается через Тело Боли, то бишь, через прописывание ударов и боли. И лишь затем айкидока начинает понимать — что, где и когда есть «гуд позишн».

Во-вторых, понимание светлых и тёмных пространств уке. В реале для атаки используются только тёмные пространства, ибо это максимально разрушительно для врага (используя терминологию будо).

В-третьих, для того, чтобы возпользоваться тёмными зонами уке, необходимо, чтобы он их… спрятал. А для этого необходимо учиться обжаливать уке. Только обжаленный партнёр аккумулирует силу на жале и опустошает те зоны, которые и зовутся тёмными. Осталось только ударить или войти туда.

В-четвёртых, изъять нахрен (и навсегда!) состояние защиты и связанные с этим техники. В айкидо нельзя защищаться! В айкидо не должно существовать состояния защищающегося!

В-четвёртых, ломать дурацкую временную константу при отработке техник. Уке должен стараться всегда атаковать неожиданно. Темп не важен, важен момент атаки. Недаром О-Сэнсэй говорил, что в момент первого контакта всё уже решено!

В-пятых, сбивать чарь тори с конечной техники. В трёхтысячный раз исполняя котэ-гаэси, необходимо вспоминать о нём лишь постфактум. Ибо, как только тори знает, что он делает, в это мгновение он не айкидока и не будока.

В-шестых, обязательно (!) получать по щам в процессе кейко. Здесь мы пересекаемся с пунктом «во-первых». Ибо, есть знание для головы, и есть знание для мяса. И это разное знание. Представьте себе собаку и её собачий мир. Он состоит в основном не из зрительных образов, а из запахов. Мир нашего тела состоит не из мыслей и осознанных причинно-следственных связей. Мир тушки состоит из ощущений: тактильных, болевых, тянущих, плотных, нежных и пр. Если тело не получило удара, полагающегося ему вследствие ошибки, оно не учится. Например, не учится понимать, что находится в уязвимой позиции или в неверный момент.

В-седьмых, дозировать плотность ударов и болевых, в зависимости от текучести партнёра. Недодел не даёт эффективно учиться. Передел забивает сознание ненужными страхами и костыжей.

В-восьмых, работайте ногами, работайте против ног, работайте с ногами. Как говорит дедушка Ватанабе: «Ноги должны дышать!» Потому как, если Вы столкнулись с утырком, у которого за плечами десять лет какого-нибудь хрень-му-до, у Вас не будет ни времени, ни сил, ни возможности прочитать его движение, приладиться к нему и красиво оторвать ему голову чем-нибудь, типа ирими-нагэ. Единственная возможность — отобрать у него ноги. Не могущий привычно ходить, руками привычно драться тоже не сможет.

В-девятых, не давайте стянуть свой чарь. А для этого, как минимум, надо работать не с партнёром, а с МА – с пространством.

В-десятых, постоянно играйте кихоном. Старайтесь не повторять привычные схемы движений и взаимодействий. Пункт, решительно наплевавший на классические айкидошные экзамены. Может быть, именно поэтому Уэсиба экзаменов не проводил.

В-одиннадцатых, не брезгуйте в своём высокомерии (или в своей жертвенности) работой в других додзё и с другими стилями. Конечно, если получается…

И в-двенадцатых, тренируйте дух, тренируйте уверенность в себе и в айки, тренируйте «канаразу» (неотвратимость). Работайте с устойчивыми состояниями. Помните, что айки — это искусство игры состояниями!

Мне кажется, что, если у Вас отзываются эти двенадцать шагов, то у нас есть шанс побороться (хотя бы в своём додзё) с тем, что:
— С одной стороны, будо выводится из айкидошного оборота, превращая хорошую боевую систему в плохие танцы.
— С другой стороны, будо затаскивается в айки из других «будо» (саньда, каратэ, дзюдо, и пр.), ибо другой инфы просто нет. Затаскивается без переосмысления исходных составляющих боевой системы. Кроме того не совсем понятно — это честное будо, или такая же красиво раскрашенная, но картонная фикция. На выходе имеем либо «недо-будо», либо совершенно другую систему (типа, «пере-каратэ»).
— С третьей, уходит мировоззрение айки. Вернее, мы уходим от Исты Айки.

Вот такие грустные мысли…


Кучерук Игорь /апрель 2018 года/

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники