Будьте как дети!

Вернее, «станьте, как дети»!

Dite«… Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдёте в Царство Небесное…»

Возьму на себя смелость и слегка перефразирую этот Завет Спаса, заменив слово «будьте» на «станьте». Почему? Потому, что глагол «будьте» предполагает возможность сделать это здесь-и-сейчас. «Баранкин, будь человеком!» Баранкин может, но не хочет, и только ряд волшебных превращений убеждает его в необходимости «быть».

Скажу честно — меня давно бередит эта евангельская фраза и всё время подталкивает к выводу, что взрослому человеку не дано «быть» ребёнком. Ибо у взрослого «…и труба пониже, и дымок пожиже…» Он может либо сыграть ребёнка (как он себе это представляет), либо «стать» ребёнком в русле решаемой задачи. Но «стать» — это чудовищно трудно!

Я буду разсматривать здесь второй подход: как стать ребёнком именно в том смысле, в каком говорил об этом Спас (конечно, как сам это понимаю). А начну с попытки понять — что же такое «дети»? Чтобы затем перейти к рабочему пласту: «…Станьте как…» Ну, в том смысле, чтобы найти ответ на вопрос: «Как же стать «как»

Дабы двигаться к понятию «дети», давайте плясать, в том числе, и от противоположной стенки — от той, на которой написано «взрослые». И методом исключения определим — что же такое «дети», как «не взрослые». Причём, нам необходимо найти именно те взрослые качества, с которыми не пущают в Царствие Небесное. Хотя это, как раз, задача не слишком сложная. Какая-то часть меня совершенно однозначно определяет то или иное моё качество, как кривизну, как неправильность, как грязь (даже с учётом того, что именно в данный момент я совершенно успешно и весьма выгодно строю и продаю дворцы и замки из этой самой грязи).

И ещё одно пояснение. Вызвано оно тем, что взрослый человек настолько болен многочисленными и разнообразными душевными болячками, что первая же попытка составить более-менее полный их реестр просто захлебнулась. Надо бы систематизировать и структурировать, но лень — слишком много букафф. Буду просто качаться на детских качельках вперёд и назад, из взрослости в детство и обратно. Может, что и получится.

Итак, не сильно и не глубоко вдаваясь в тему, набросаю сходу с десяток отличий:

А) Ребёнок чист и искренен. Взрослый многолик, лжив и хитёр. Почему?

Б) Ребёнок всё время играет. Играющий взрослый — придурок, с точки зрения других (читай — умных) взрослых. Почему взрослому отказано в праве на игру?

В) Ребёнок всё время творит. Игры, правила, игрушки, законы, истории и сказки. Взрослый живёт в готовом, оговорённом, узаконенном (а значит — в безопасном для себя) мире. В кривом и лживом мире! Творить — это входить в Неведомое. Страшно.

Г) Ребёнок — живой. Он наполнен Огнём Живы. Его «прёт». Он энергоизбыточен, с точки зрения мамы/папы/бабушки/воспитательницы/няни. Взрослый, в лучшем случае — тлеет. Потухший взгляд, согбенное мировоззрение, просаженный аккумулятор без права подзарядки. Энергонедостаточность, проявляемая во всём — мало времени, денег, отпуска, выходных, тряпок, цацек, радости, здоровья, счастья, Бога.

Д) Движение — это Жизнь. У ребёнка с движением всё нормально (см. чуть выше). У взрослого — всё ненормально, ибо тяжёл на подъём.

Е) Ребёнок готов и хочет меняться. Всё время. Жизнь — череда изменений. Взрослый меняться не хочет и боится, так как новое «Я» творит под себя новый мир, а в новом мире (как кажется) можешь потерять значительно больше, чем приобрести.

Ё) Люблю эту букву! Малыш не обладает чувством собственной важности, не поражён гордыней. Он наивен и чист. Наивность включает в себя такое качество, как доверчивость. Ничего подобного не скажешь про взрослого (разкрывать не хочу, ибо очевидно).

Ж) Ребёнок умеет искренне радоваться. В том числе, и совершеннейшим пустякам (с т.з. взрослого). Взрослый же утрачивает это великое умение практически полностью, несмотря на одну из Маковок русской культуры – «Живите в Радости!»

З) Дитё живёт ожиданием чуда. Или, как минимум, готов его встретить в любое мгновение. А это значит, что он открыт для чудес. Жёсткая связь с состоянием «Сёсин» в айкидо – «Чистое Сердце» или «взгляд ребёнка».

И) Мир ребёнка наполнен только личными, искренними отношениями, только Душой. Львиную долю Ма взрослого составляют отношения деловые. Бизнес юбер алес! Личных — минимум. Из них искренних — кот наплакал. И чем успешнее человек, тем их меньше.

Й) Чудесная буква! Ребёнок божественен. Он приносит с собой радость и благодать просто так, своим наличием. Он — Центр маленькой Вселенной и мир закручивается вокруг него, пока он не попадает в жернова социума. Боги-взрослые вполне себе сносно проживают в райских кущах, пристёгнутые к кроватям и накачанные галоперидолом.

Не знаю, смогли ли Вы заметить, но все пункты связаны между собой. Из одного следует другой/другие. Как ни старался я распутать сей клубок, но он так и остался клубком. Тем не менее, какие-то вещи стали виднее. Разберём.

Осколки ведической культуры позволяют нарисовать следующую картину мира. Хочешь войти в пространство — согласуй свою чистоту/частоту с той средой, что наполняет вожделенное пространство. Хочешь услышать Бога — тянись к нему, становись чище и светлее, наполняйся Достоинством и Силой, Светом и Любовью, Милосердием и Радостью! Именно поэтому, у меня совершенно не отзывается современное религиозное мировоззрение основанное на осознании собственной ничтожности. Не в моих силах оспаривать сей постулат, да и не хочу тратиться на это. Просто повторю: лично у меня «не отзывается»!
Помните, как мазыки разбирали великую силу чаря/акцента/фокуса сознания на примере Ваньки-Встаньки? Эта игрушка всё время возвращается к оси/вертикали не потому, что низ тяжёлый, а потому, что верх — лёгкий! Так и с выстраиванием Ма «Я + Бог». Если я — прах, дерьмо, пыль на дороге — то неизбежно привношу в это Ма тяжёлые, плотные, негативные составляющие. Которых, из без того, лопатой не разгребёшь. С одной стороны, это «глушит» Ма и не позволяет слышать Божественные Меты (отсюда вопрос: Меты какого бога, время от времени, слышит продвинутый верующий, выстраивающий Мир от Маковки собственного ничтожества?). С другой стороны, снимает ответственность. Ведь я же — дерьмо, а какой спрос с дерьма?! Отсюда извечное нытьё: спаси, сохрани, помоги… Мне!!!
Набитое плотностями Ма тяготит и делает жизнь невыносимой. И нормальный взрослый либо уходит в «терпилу», либо ищет оправдание своим косякам. В «терпилу», как правило, уходят «лузеры» — не состоявшиеся, с точки зрения современного общества, его безпутные члены. В «оправдалово» же, как раз, весьма и весьма успешные (кривая цивилизация — кривые ценности — кривые человеки; можно и в обратном порядке).
И если человек считает доблестью жизнь по принципу – «Ничего личного — только бизнес!» — его Ядро Ярилы закрыто, его ценности ну никак не соответствуют Истам Мироздания. Всё, путь в Царствие Небесное закрыт. Хотя бы потому, что дабы войти в Него, требуется сначала создать (или — создавать) это Царство внутри себя, в пространстве своего сознания. А там всё занято другими ценностями.

Теперь попробуем, хотя бы начерно, понять — откуда намело в мой Мир эти самые «ценности»? Где был тот момент, когда я поменял чистоту на многоликость, наивность на хитрость, движение на стремление к покою, радость на вечную озабоченность, горение на тление?

С потерей чистоты и искренности более-менее ясно. Когда душа нараспашку, в неё очень несложно ткнуть грязным пальцем. И мы учимся закрываться и врать, чтобы выжить в обществе. Спрашивается — а зачем обществу наличие внутри него кривых и лживых членов? А как ещё увязать сугубо личную Задумь с выживанием в окружении людей со своими уникальными Задумями?! И крайне непростая задача получается — решать что-то очень личное (внутренний мир) в обществе, заинтересованном, чтобы ты встраивался в общие задачи, а не стягивался на свою (внешний мир).
Это, друзья, настоящая Школа!

И человек учится прятать личное за неискренностью и враньём, дабы его просто не сожрали. Дальше — больше. Эта личина насмерть прирастает к живому во мне, кривизна становится привычным инструментом достижения целей. Но цели-то уже не свои, не Задумь/Скума. Цели становятся общественными, и все мы, расталкивая других локтямии и коленями, рогами и копытами, коростой и бородавками, яростно бьёмся за Символы Мира Людей — понты и статусы.
И обретаем всё это! Но! С потерей детской искренности и чистоты, старательно закрывая себе дорогу к Свету.

Мазыки называли себя игрецами. Игра, без сомненья, есть самый эффективный способ обретения истинных знаний о Мире. Повторю: истинных знаний! Это — с одной стороны. С другой, игра — это всегда некая сказка. Может быть и потому, что здесь всё немножко понарошку. В результате наблюдается забавный парадокс между этими сторонами игры. Только через врата Сказки и можно войти в Мир Истинного Знания! Лента Мёбиуса перекинулась!

Теперь о том, как мы — взрослые — теряем ключи от этих волшебных врат. Причин, думаю много, но мне интересны две. Назову их основными.
Первая — гордыня.
В какой-то момент ребёнок начинает отчаянно рваться из детства во взрослость, примеряя мамины туфельки или папины часы, безумно радуясь первой подаренной помаде или брюкам с ширинкой. Мысль о неполноценности «детскости» уже не просто рождена, она дала первые всходы. В конечном итоге, гордыня, в которой пребывает взрослый по отношению к ребёнку, и запрещает ему детство вообще и игры, в частности. Вспомните, кто из взрослых продолжает самозабвенно играть? Либо те, кто по-настоящему охотится за истинным знанием, либо дурачки. Современное общество первых настороженно относит к белым воронам, вторых — снисходительно — к придуркам. Понятно, что нормальный человек дистанцируется и от первых, и от вторых.
Вторая причина — понимание душой того момента, когда, для дальнейшего выживания в мире, запасов настоящих знаний уже достаточно. Дальше остались лишь «виртуальные» — для выживания в мире людей и символов. Отсюда, промежуточный вывод: игрец продолжает охоту за Истами, не-игрец либо наелся живым знанием, либо продолжает поглощать мёртвое. А мёртвое, как нам известно, отягощает сознание и запрещает летать. В том числе и на Небеса. Так что — ничего не бойтесь и играйте! Играйте!

Игра всегда предполагает акт творения. Без него невозможно создать Сказку, а значит, и войти в неё. Присмотритесь — как детёныш играет? У него сучковатая деревяшка и кусок тряпки последовательно становятся Бабой Ягой, Василисой Прекрасной, кроликом Крошем и Оптимусом Праймом. Сучок — просто мета, ключ. Ключ от Сказки, которую карапуз творит по ходу. Творит в своём сознании, не отягощённом обкатанными образцами, одобренными обществом. Ребёнок, играя и творя свои сказки, всё время входит в Неведомое. И его это радует! Справедливости ради, надо отметить, что — не всегда радует. Ведь Неведомое имеет как светлую сторону, так и тёмную. Играя, малыш старается находиться на светлой стороне. Однако, каждый из нас замечал, как, например, темнота под кроватью или выглядывающий из-под портьеры носок старого тапка способны ребёнка затащить в тёмное Неведомое. И искренний испуг от страшной сказки — доказательство тому.

Что для меня является здесь очень важным? Тот факт, что миры малыша наполнены не барахлом и цацками, не материализованными понтами, а Душой и, соответственно, духовными составляющими. Может быть, именно поэтому ребёнок достаточно быстро разочаровывается в современных игрушках. Наигрался, говорит мама. А почему? Да просто современная игрушка слишком самодостаточна и конкретна. На основе модели последнего Майбаха, выполненной с безпредельной тщательностью, вплоть до последней дверной ручки, ребёнок уже не способен построить для своей сказки танк или ступу Бабы Яги. В результате, этой игрушкой можно играть лишь в статусного чела на Майбахе. «Стоп сказке!» — говорит производитель игрушек.

Взрослый, в отличие от малыша, старательно лишает себя истинного творения. Конечно, не каждый и, конечно, не всегда. Но тенденция весьма характерна. Мы предпочитаем двигаться по обкатанным образцам. И всё наше «творение» сводится к их подшлифовыванию под свои хотелки. Результатом этого является удобный, комфортный и безопасный мирок. Но мирок не живой. Зато он прошёл «одобрямс» обществом. Он закрывает собой дверь в Неведомое, ибо там страшно. И он, как ни странно, является источником силы для дальнейшего движения по жизни. Однако, этот источник крайне слабый — сродни пальчиковому аккумулятору. А малыш, не задумываясь подпитывается от вселенского термоядерного реактора безграничной мощи имя которому — Неведомое!

Именно поэтому, «дитё неразумное» настолько энергоёмко, что окружающие взрослые справедливо опасаются этой избыточности. Почему? Да оно угрожает стабильности и безопасности взрослого мирка. Что делать? Играть и творить вместе с чадом, правильно расходуя эти безграничные запасы Силы! Играть и творить, дабы самому прикоснуться к этой Силе и в какой-то миг осознать — чего лишил себя и ради чего на это пошёл. Увидеть, что, в отличие от карапуза, ты не горишь, а тлеешь (тлеть => тлен; нерадостная связка, не правда ли?). Уже неплохой взяток, позволяющий сделать следующий шаг: увидеть в себе и своём мирке — как именно проявляет себя энергодефицит взрослого человека? Нехватка всего — денег/цацек, отпуска/отдыха, здоровья/наполненности, времени/пространства, счастья/радости. Печалька!
Дальше всё происходит как в плохом медицинском анекдоте. Осознавая нехватку всего, мы пытаемся экономить всё остальное. Прописываем себе покой вместо движения, умирание вместо жизни и многомудрие вместо искренней радости бытия. Ребёнок переполнен Живой и Движением, экономный взрослый ищет табуреточку, чтобы присесть — заряд аккумулятора надо беречь!

Ребёнок хочет и может меняться, взрослый изменений уже опасается, ибо потерять на этом пути можно значительно больше, чем приобрести. Так, медленно, но верно мы тяжелеем кормой во всех смыслах. Вдруг сорваться в манящую неизвестность без вопроса «А оно надо?» — уже не про нас.
Что позволяет ребёнку меняться самому и изменять свои миры, а взрослому, соответственно — нет?
Сдаётся мне, что одна из главных причин этого — гордыня, хотя кастанедовцы любят называть его чувством собственной важности. У карапуза оно ещё не выросло. Именно поэтому он лёгок и радостен. И как же трудно солидному и состоявшемуся члену общества по-настоящему изменять свой мирок, наполненный кровно заработанной важностью! Куртка замшевая… Три куртки!…

В русле вышесказанного, не могу обойти и чисто айкидошную хитрушку — работу тандена/вихторы/ядра. Раз малыш легко и радостно меняется, значит, хорошо работают его центры изменчивости. В данном случае, нас интересуют два из них — Сердце и Вихтора. Сердце отвечает за душевные, чувственные движения. Если у карапуза оно всегда открыто (снова «Сёсин» — «Чистое Сердце», яп.), то и душа нараспашку. А с Сердцем связана и Вихтора. Посему, незакрепощённый детский танден замечательно ладит и телесные движения. Безусловно, мне могут возразить о неуклюжести малышни. Возражу. Сколько времени (с нуля!) надо малышу, дабы освоить, допустим, бег и ходьбу на хорошем для своей конституции (а она отличается от взрослой) уровне? Два-три года! А сколько нужно взрослому айкидоке на освоение хорошего ирими-нагэ? Лет 10! И что сложнее?! И кто тут неуклюжий второгодник?! Усилю болевой. Задумайтесь, почему малыши, часто падая, никогда серьёзно себе не вредят (разбитые носы и коленки не в счёт)? Это ж высшепилотажное укеми! Откуда?! От вербл… тандена! Текучие движения центра дают потрясающую адаптивность тела. Которую с годами мы теряем, чтобы пытаться вновь вернуть её, но уже на татами.

Не выходя из подпункта об изменчивости, хочу затронуть одну очень важную составляющую, также потерянную взрослыми (слава Богам — не всеми). Я о достоинстве. Наблюдайте за карапузами и будете просто поражены их наполненностью. Ребёнок ещё не научился унижаться и приторговывать собой. Если ему потребовалась чужая игрушка, он не клянчит, он — требует, он — в праве! Справедливости ради, стоит отметить, что достоинство распродаётся, наверно, быстрее других божественных качеств. И уже на этапе «маленького гадёныша» оно решительно замещается капризностью, эгоизмом и хитростью. А вместе с внутренним достоинством уходит и внешняя стать. Наверное, для того, чтобы в зрелом уже возрасте с ужасом осознать — чего лишился. Именно это осознание, как мне кажется, и двигает людьми в погоне за статусностью. Ощущение пустоты в том месте, где должно располагаться истинное достоинство, заставляет рисовать «достоинство» на внешнем фасаде. И лучшими декорациями в этом спектакле являются статусные вещи (часы, машины, курорты, женщины, связи и т.д.).
Получаем парадоксальный вывод: истинное достоинство позволяет человеку быть очень лёгким и изменчивым! Ой, а мы разве не про айки?!

И на чём же растёт эта самая лёгкость? На разширении сознания, которое неизбежно сопровождается радостью. Разширение и радость — близнецы братья, друг без друга, практически, не встречаются. А чему радуется ребёнок? Да всему! Всякой ерунде! Обратите внимание, что представление родителей, скажем, о хорошей игрушке, которую семья пришла покупать в «Детский мир», часто разнится с мнением маленького игреца. И чем младше малыш, тем шире бывают глаза у взрослых в момент выбора. И что самое ценное в этой радости, так это то, что она всегда предельно искренна. Это — во-первых. И ещё. Эта радость всегда здесь-и-сейчас. Это — во-вторых. Лично моё убеждение заключается в том, что искренность, радость и счастье живут только в мире под названием «здесь-и-сейчас»!

Но вот качельки полетели в сторону взрослости, и я с сожалением наблюдаю, что и первую (искренняя радость), и вторую (здесь-и-сейчас) составляющую взрослые люди у себя старательно вырезали. Мы спрятали за страхами и болезненным опытом свои искорки души так качественно, что уже и не найти. И мы больше не здесь-и-сейчас, то есть, опять-таки не живём по-настоящему, а перепроживаем былое или ненастоящее будущее.
Помните бородатый анекдот про нового русского, вернувшего безумно дорогие новогодние ёлочные украшения в магазин со словами: «Не радуют!»? Это про нас. Ностальгия по детской радости осталась, но радость стала «взрослой». Вот же ж горюшко! А ведь завещали наши предки нам неразумным: «Живите в радости!»

Про детскую сказку чуть выше мы с Вами уже поговорили. На посошок, слегка коснёмся ещё одной важной «детскости» — чуда! Вернее, дивной готовности малыша встретить чудо в любой миг и в любом состоянии. К сожалению, данный пункт крайне сложен для словесного изложения. Лично у меня, весьма обширный пласт наблюдений за этой составляющей «дитёшного» мировоззрения состоит в основном из ощущений и чувствований, которые мне затруднительно впихнуть в словесную оболочку и получить приемлемый результат на выходе. Как описать глаза карапуза, когда Дед Мороз опустил руку в мешок с подарками?! Какими словами?! Посему, отдаю сей раздел на откуп Вам. Наблюдайте, ощущайте, чувствуйте и думайте. Вобщем, если получится исполнить хорошее укеми карапузу, то он сможет Вас многому научить. В том числе, и чудесам!

Детский взгляд (и снова «Сёсин»!) на диво-дивное и чудо-чудное сподвиг меня на попытки оживить эту способность в технократических и рационально выверенных душах тех взрослых, что на разных этапах занимались у меня в додзё. Методов «оживления» — множество, но мне нравится пейзажное фотографирование (далее — фото). Становясь увлечением, фото приводит меня к необходимости всё время искать красоту этого мира. Всё время быть готовым к встрече с ней. К встрече с чудом! Конечно, если я набредал на дивный закат, или сказочное облако над лесом, я поначалу безумно огорчался отсутствию двадцатикилограммового кофра с аппаратурой и штатива. Но позднее пришло понимание, что чудо-то всё равно произошло, просто я не смог поделиться им с другим. Однако, кто сказал, что для этого «другого» моё восхищение красотой мира тоже будет чудом? Светлые Боги подарили сказку именно мне! Дар Божьей Благодати! И всё, чем я могу поделиться — это удочка, а не рыба! Что и делаю до сих пор.

Жаль только, что современный и состоявшийся член общества сооружает удочку исключительно для ловли золотых рыбок. Как говорится, лучшая рыба — это чулок с деньгами! И весь остальной мир взрослого лишь обслуживает эту рыбалку. Если отношения, то, в основном – деловые; если цели, то в рамках «купить/продать» или «достать/получить». Сознание забито бизнесом да делами. И всем остальным сором, что крутится вокруг этого. Сознание же ребёнка наполнено живыми отношениями. Да, наивными. Но зато — искренними. И только взрослый способен фразой – «Ничего личного, только бизнес!» — убить Бога в себе!

SmehРебёнок на такой «подвиг», к счастью, не способен. Пока. Именно поэтому, малыш божественен! Он радует всех окружающих не делами, не причёской, не платьицем в стиле «ми-ми-ми». Он наделяет радостью взрослых простым фактом своего существования. Он — просто есть, и этого достаточно для лучика Света, что озаряет суровые лица взрослых при взгляде на это чудо. Думаю, что не случайно в русском языке «чудо» и «чадо» растут на одной грядке.

Блин, как же нелепо и заскорузло мы живём, если вокруг нас шлёпают по лужам, восхищаются паутинками и счастливо сверкают всеми четырьмя зубами незнакомцу — настоящие, всамделишные Боги!

Воистину, «если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное…»


Кучерук Игорь /март 2016 года/

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники