Бог есть Любовь?

Ещё немного о любви.

Довелось как-то мне пообщаться с одним человеком на некую отвлечённую тему. В ходе разговора я сослался на одну из своих разсуждалок, которая затрагивала обсуждаемое. На удивление, оказалось, что он читал многие материалы с сайта. Однако, ухо резанула следующая фраза (не дословно, но близко к смыслу): «Статьи неплохие, и копаешь глубоко, но слишком много говоришь о душе и боге. Это современного человека пугает и отворачивает от статей, в частности, и от твоего айки, вообще.»

Удивительно, наверное, слышать от меня, что я всегда считал себя не то, чтобы человеком неверующим, но находящимся в творческом поиске своего Бога. С точки зрения любого воцерковленного верующего, я — неверующий. Хотя бы потому, что не приобщён к эгрегору, что нахожусь вне обрядни, что вместо учения у меня в голове каша и хаос из обрывков других религий и пр. Наверно, это соответствует действительности, но я сейчас не об этом.

Если Вы — айкидока, во-первых. Если для Вас основы айки, сформулированные Основателем — не пустой звук, и не бредни «выжившего из ума старого японца», во-вторых. Тогда… 

Наверняка Вы прикладывали на себя фразы О-Сэнсея типа: «Айкидо — это гармония и любовь», и вытекающие отсюда «Айкидо начинается с шага навстречу», «Айкидо — искусство притягивания» и «Айкидо опирается на Любовь, а Любовь побеждает всё!».

Понятно, что когда Вам слегка за 20, вряд ли в тренировочный процесс хоть что-то из выше перечисленного включено. Требования делать технически точно суми-отоси или ирими-нагэ съедают всю оперативку, и на что-то ещё мозгов просто не хватает. Но в таком режиме трудно заниматься всю жизнь. Зачем? Чтобы ещё круче делать приёмы на таком же «техническом» уровне? Для того, чтобы Ваш кихон был отшлифован до слезы? Для того, чтобы, занимаясь будо, однажды получить в сорокалетнее лицо от шпаны, которая и резче, и моложе, и наглее?
Думаю, что вопросы риторические…

Взрослея и внутренне формируясь, каждый из нас ищет ответы на всё более неудобные вопросы. И айкидо, как система духовного воспитания, даёт нам такие шансы. Лично для меня череду подобных вопросов открывают:
— «Бог — это Кто?» 
— «Бог есть Любовь?», или «Бог есть Справедливость?», или «Бог есть равновесие Мира?», или всё это – разные стороны Единого?
— «Как Любовь может помочь в будо?»
— «Можно ли только через Тело Блаженства/Любви (минуя Тело Боли) прийти к пониманию Ма-Ай (идеального, гармоничного, ладного Ма)?» 

Совершенно понятно, что на данном этапе я не смогу ответить для себя ни на один выше перечисленный вопрос. Однако, надеюсь, что попытка найти ответ даст мне драгоценный опыт и сохранит желание спрашивать… 

Итак. Начнём с риторического вопроса о том, Кто есть Бог. Ответить на него невозможно в принципе, но попытаться это сделать очень хочется. Мазыки (словами Шевцова А. А.) отвечали на него примерно так: имя Бога есть описание этой Вселенной. Именно отсюда тянутся корни народного утверждения о том, что если знаешь имя кого бы то ни было, то, совершенно однозначно, можешь им управлять. Знать полное имя, значит знать абсолютно всё об объекте. Проводя параллели с именем, можно начерно сделать утверждение о том, что Бог «больше или равен» этой Вселенной со всем Знанием о ней. Почему «больше или равен»? Ну, хотя бы потому, что Бог может быть создателем не только нашей Вселенной, но и многих других.

Упрощённо можно сказать, что Бог есть Всё, включая явные и навные слои мироздания. Древние русы включали сюда Великий Триглав: Явь, Навь и Правь. Читал и про более расширенное (по Колесу Сварога) виденье мироздания: Явь, Навь, Славь и Правь. (По Слави у меня имеется отдельная разсуждалка). Упоминаю про это вовсе не потому, что для меня наличие или отсутствие Слави (равно, как и понимание — что это такое) важно или не важно. Для ответа на вопрос «Кто есть Бог?» следует уложить в сознании мысль, что вселенская пирамида состоит из множества слоёв и измерений, включая материальное, духовное, душевное и пр. И для упрощенного понимания Бога, можно придумать ту, или иную Его ипостась, ведающую каждым слоем. Тогда получим многобожие, не отменяющее, тем не менее, наличие Единого Бога Творца. Однако, стараемся не уходить в сторону от базовой темы статьи…

Вспоминая древнюю истину – «Если ты совершенно точно знаешь, каким Бог должен быть, а каким нет – ты ничего не знаешь о Боге!» — единственным инструментом рассуждения о Нём для меня является экстраполяция обычных житейских моментов в божественную бесконечность. Что есть любовь родителя к своему чаду? Навскидку, читается минимум два основных момента: созидательный (Ян/Белоба) и разрушительный (Инь/Черноба). Причём, янская составляющая любви лежит на поверхности и легко читается. Это приятие, стремление обогреть, накормить, помочь и приласкать. Другая, скрытая, иньская сторона родительской любви многими и любовью-то не считается. А зря… Это неприятие отрицательных сторон ребёнка, стремление научить не делать гадостей, подлостей, видеть Мир во всём его многообразии, понимать справедливость (например, как равновесие прав и обязанностей ребёнка). Это весь спектр наказаний, как бы дико это не ложилось на европейское прогрессивное ухо. И только в РАВНО-ПРАВИИ этих двух сторон любви и получается устойчивый результат на выходе: ребёнок, вызревающий в мужчину или в женщину, которые правильно понимают божий Мир и себя, любят своих детей и своих родителей, несут дальше по Роду эти непреходящие ценности, в том числе и ценность истинной Любви. Если выдернуть или перекосить одну из сторон любви, то всегда будет получаться херня: либо недолюбленный и закомплексованный, либо избалованный и хамоватый человек.

Та же песня и в айкидо. Взаимодействие состоит как из приятия (открыть пространство для движения, согласовать потоки, снять ненужное напряжение и пр.), так и из неприятия (закрыть пространство, нанести атэми, разрушить структуру или намерение, обмануть и пр.). Хорошее айки – это равновесие между первым и вторым. Однако, здесь есть свои особенности. Равновесие не может быть абстрактным, и оно основано на конкретном Ма. А Ма творят оба партнёра (вернее, Ма творят все участники взаимодействия). И если, мой партнёр глух, силён и нечувствителен, то равновесие Белобы и Чернобы должно быть смещено в сторону Чернобы – жёсткого, закрывающего и «наказующего» айки. И наоборот, чем тоньше и текучее партнёр, тем больше открывающих, созидательных и воздушных движений должно быть в Ма, чтобы превратить его в Ма-Ай.

А теперь экстраполируем эту картинку в бесконечность и пытаемся понять Исту Любви. Как Вы понимаете, я – сторонник древнего понимания Бога, который имеет, как минимум, две стороны: Белобог (Белоба, Ян) и Чернобог (Черноба, Инь). Любое проявление Его – это уравновешивание Ма. В любом проявлении Его всегда будет как Белоба, так и Черноба. Хочешь открытия Путей и творения возможностей – становись чище и тоньше, тогда в твоей жизни будет больше Белобы и Света. Не хочешь, тогда будь готов к разговору с Чернобой и во Тьме.

Резюмирую. За Любовь в Мирах Прави отвечает Бог-Творец (Род-Всебог). Разрушительно-наказующую сторону Любви олицетворяет Чернобог. Созидание, Свет и Творение в Любви благословляют Лада-Богородица и Белобог.
Как Вы поняли, мой взгляд совсем не христианский (в современном его видении). Боюсь показаться еретиком, но соотнесение  разрушительной,  тёмной стороны Мироздания с Сатаной (не к ночи буде упомянут) ничем не отличается от древнего ведического взгляда на Чернобога. За той лишь разницей, что христиане приписывают Князю Тьмы всё плохое, а в древности считалось, что плохое себе (и другим) делает сам человек, когда уходит от понимания Законов Прави и Равновесия. Можно на огне жарить мясо, чтобы накормить себя и других; а можно за этим же занятием обжечь себе руки. Огонь один и тот же. Он не плох и не хорош. Он просто есть. Если ты в разуме – всем хорошо. Если ты – придурок, всем плохо. А если ты – придурок, которому невыносимо брать на себя ответственность за собственную дурь, то надо сделать кого-то виноватым. Наедешь на соседа, можешь получить по щам. Проще всего сделать источником беды и всего плохого в своей жизни (и в чужой тоже – другим-то мяса тоже не досталось!) некую абстрактную сущность – Диавола. Всё зло, вся ложь и вся тьма в душах от Князя Зла, Лжи и Тьмы! Непотопляемая аксиома! А человек слаб. Всё, отвяжитесь от меня…

И в заключение, хочу пару строчек начирикать про движение и жизнь как в пространстве айки, так и в пространстве любви. Я неоднократно касался этой темы (кому интересно – читайте), посему пройдусь галопом.

Что есть любое движение – перетекание текучей среды из зоны с высоким потенциалом в зону с низким. Вода с гор течёт в низины. Электрический заряд перетекает согласно разности электрических потенциалов. Мужчина стремится к женщине тоже не просто так (в современном «юнисекс-мире» эта искра, к сожалению, стремится к нулю). Движение на татами – это перетекание из «бэд-позишн» (там, где бьют, душат или ломают) в «гуд-позишн» (там, где открыто  и безопасно). Стремление живого – от смерти к жизни. Реальное Движение в Мире – от жизни к смерти. Если посмотреть максимально широко, то фазы Жизни и Смерти – это Вселенский Ритм, никогда не скончаемый, вечный. Он не хорош и не плох. Он просто есть. И всё зависит от тебя – живёшь в разуме или нет, видишь эти закономерности или пребываешь в иллюзиях и блазнах. Любовь Бога к человеку – это предоставление возможности как жить и двигаться, убирая собственную кривизну, так и умирать, чтобы возрождаться. Одно не существует без другого. Одно существует, чтобы существовало другое.

Ну, как-то так…

P.S. Не удержусь и приведу короткий отрывок из книги Лууле Виилмы (штудировал её, когда маялся болями в коленях). Мне кажется, очень показательный кусочек:

«… Есть люди, не приемлющие любые формы насилия, то есть испытывающие злобу против насилия. Они мечтают о том, чтобы в мире все было идеально. Стремление к максимальному добру есть не что иное, как стремление уничтожить мир, поскольку максимальное добро может развиваться дальше лишь в виде максимального зла. Если человек творит добро и испытывает страх перед возможной встречей со злом, то этот страх перерастает в злобу ко злу. Злоба вызывает у человека желание идти вперед во имя добра, а страх уговаривает его повернуть назад. В результате колени начинают выворачиваться назад. Чем сильнее и разрушительнее злоба, тем сильнее разрушительные изменения в коленных суставах…»

Кучерук Игорь /март 2020 года/

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники